Лекции 7—8

 

ИНДОИРАНСКИЕ (АРИЙСКИЕ) ЯЗЫКИ

 

План:

1.   Перечень языков.

2.   Основные фонетические особенности (общие).

3.   Ведийский и санскрит.

4.   Авестийский; древнеперсидский, скифский.

5.   (О современных индоиранских языках).

Индоиранские языки — это название большой генетической группы индоевропейских языков.

Индоиранские (арийские) языки — 3 подгруппы:

 

1) индийские (индоарийские)            2) иранские    3) нуристанские.

К группе индоарийских языков примыкают также дардские языки.

Индоарийские языки.

По хронологии их условно разделяют на:

1)      древнеиндийские;

2)      среднеиндийские;

3)      новоиндийские языки.

Самый архаичный засвидетельствованный древнеиндийский язык — это ведийский.

Термин «древнеиндийский» — общий, объединяющий «ведийский» и «санскрит».

Санскрит — это литературный язык, «обработанный».

Ведийский — это не ранняя стадия развития санскрита, так как другая диалектная база (санскрит — центральная область Северной Индии; ведийский — северо-запад Индии, современный Пенджаб).

Про митаннийский арийский (с 15 века в Передней Азии).

Индийские языки:

1.Древнеиндийский:

Q     ведийский » с 12 века до н. э.

санскрит:           эпический — 3—2 века до н. э.

эпиграфический — первые века н. э.

классический — расцвет, 4—5 века н. э.

2.Среднеиндийский — с середины тысячелетия до н. э.

Q     пали — язык буддийского канона;

Q     пракриты;

Q     апабхранша — сложившийся к середине I тысячелетия н. э.; переходное звено к новоиндийскому.

3.Новоиндийский — после 10 века.

Q     Северная и центральная Индия:

хинди > 200 млн.,

урду — Индия 30 млн., Пакистан 15 млн.

бенгали — Индия 69 млн., Пакистан > 97 млн.

панджаби — Индия 20 млн., Пакистан 50 млн.,

маратхи — 58 млн.,

гуджарати — 40 млн.

ария — > 20 млн.

ассами — 12,7 млн.

синдхи — Индия 2 млн., Пакистан 10 млн.

Q     Пакистан: урду, панджаби

Q     Бангладеш

Q     Шри-Ланка: сингальский

Q     Мальдивская республика: мальдивский (близок сингальскому)

Q     Непал: непали

Q     Другие: цыганский язык.

Ведийский язык ¬ веда -veda ‘священное знание.

Веды — это древнейшие индийские культовые памятники: собрания гимнов богам, ритуальных формул, заговоров.

1-й период ведийской литературы представлен 4-мя самхитами (samhitā-):

Q     Ригведа (rgveda-) ‘веда гимнов’ — РВ;

Q     Самаведа (sāmfveda-) ‘веда напевов — СВ;

Q     Яджурведа (yajurveda-) ‘веда жертвенных формул — ЯВ;

Q     Атхарваведа (atharvaveda-) ‘веда атхарвана (жреца огня) — АВ.

Ригведа — самая древняя (конец II — начало I тысячелетия до н. э.; » с 12 века). Остальные веды ориентированы на неё. Её лексика этимологизируется большей частью на индоевропейской почве; тогда как в Атхарваведе и Яджурведе заметно усиливаются заимствования из дравидийских и австроазиатских языков, потому что они создавались уже в пределах Индии по мере продвижения арийских племён с северо-запада на юго-восток. Самаведа наиболее зависима от Ригведы; это переаранжированные гимны Ригведы, снабжённые нотацией, и лишь 1/200 её часть самостоятельна. Яджурведа дошла в нескольких редакциях: есть белая Яджурведа и чёрная Яджурведа; она представляет собой собрание жертвенных формул, а также ритуальных и мифологических пояснений к гимнам Ригведы.

Эти три веды считались каноническими; позднее была канонизирована и 4-я — Атхарваведа, веда заговоров и заклинаний; её основное ядро, видимо, не уступает в древности Ригведе, однако собрание в целом было сложено значительно позднее. Ригведа и Самаведа представляют собой целиком метрические тексты (силлабическое стихосложение); Атхарваведа — большей частью метрические тексты. Яджурведа объединяет метрические и прозаические части.

После вед-самхит в индийской литературе появляются:

Q     брахманы (brāhmana-) — прозаические комментарии к ведам;

Q     араньяки (āranyaka- ‘лесное учение) — для удалившихся в лес отшельников;

Q     упанишады (upanisad ‘присаживание рядом) — тайные учения, передаваемые от учителя к ученику; это уже новая ступень индийской философии.

Санскрит (samskrtá-). Он берёт начало в индийской древности, широко распространяется в индийском средневековье и остаётся в употреблении, хотя и в более ограниченных пределах, вплоть до наших дней. Это язык одной из великих мировых литератур.

<Что вы знаете из индийской литературы?>

Q     2 эпических поэмы: «Махабхáрата» (Mahābhārata) и «Рамаяна» (Rāmāyana).

«Махабхарата» состоит из ста тысяч строф; это одна из самых больших эпических поэм в мировой литературе. Основной сюжет — история вражды двух родов. В ней много вставных эпизодов, а некоторые её части — вообще самостоятельные религиозно-философские трактаты: «Бхагавадшта» представляет собой основную священную книгу индуизма.

«Рамаяна» отличается по содержанию, стилю, размеру; она гораздо более цельная, чем «Махабхарата». Основу сюжета составляет история любви легендарного царя Рамы, а также многочисленных подвигов, которые он совершает, чтобы вызволить свою возлюбленную Ситу, похищенную демоном Равеной. Лирическому характеру поэмы соответствует её изощрённый и местами искусственный стиль.

Некоторые сюжетные мотивы «Махабхараты» и «Рамаяны» сходны с гомеровскими «Илиадой» и «Одиссеей», то есть эти мотивы восходят к периоду греко-арийского диалектного единства.

К этим основным памятникам эпического санскрита примыкают многочисленные тексты жанров пурана (рассказ о событиях прошлого в мифологической форме), тантра (вид религиозных поучений) и смрити (правовые своды).

Классический санскрит. Он имел очень богатую литературную традицию. Расцвет литературы на классическом санскрите — I тысячелетие н. э.

Лишь некоторые примеры: в первую очередь — всемирно известные сборники рассказов. Этот жанр вырос из длительной традиции индийских народных преданий. Самый известный нам памятник этого жанра — сборник рассказов из 5 книг «Панчатантра» (панча — 5). По своим первоначальным задачам этот сборник примыкал к весьма распространённым в Индии назиданиям для правителей. То есть «Панчатантра» имела нравоучительную цель.

Знаете, какие предметы были обязательны для государственных деятелей? (чему их обучали?)

Q     правила достижения житейской выгоды — артха;

Q     нравственный закон — дхарма;

Q     наука любви — кама.

Р-зы «Панчатантры» подчинены этим целям, и в то же время они отличаются занимательностью и живостью, поэтому этот сборник имел большой успех. Он оказал влияние в том числе на средневековую западноевропейскую новеллистическую литературу. «Панчатантра» была переведена более чем на 60 языков и известна более чем в 200-х вариантах.

Другой жанр этой литературы — классический санскритский роман. Один из шедевров этого жанра — «Дашакумарачарита» («Похождения десяти юношей»), автором которого был Дандин (начало 2-й половины тысячелетия н. э.).

Драматический жанр. Санскритская драматургия обладает рядом специфических особенностей. Древнеиндийскому театру не свойственны те ограничения, которые есть в древнегреческом театре и были унаследованы римским и европейским. В частности, древнеиндийские драмы не соблюдают принципа традиционных единств. Вообще здесь характерна большая условность размещения событий в пространстве и времени, отсутствие декораций, etc.

Крупнейшим драматургом был Калидаса (около середины I тысячелетия н. э.).

Поэзия на классическом санскрите охватывает не только поэмы, но и сборники лирических стихотворений и стихотворных афоризмов; кроме этого, в метрической форме написаны разнообразные научные, политические и юридические сочинения.

Особый жанр индийской поэзии — стихотворные сборники о любви. В поздней санскритской поэзии наблюдается увеличение формальными ухищрениями, звукописью, игрой слов и т. д.

Различные художественные приёмы в санскритской литературе использовались широко. В индийской традиции было много и теоретических трактатов — по поэтике, драматургии, с другой стороны — по метрике, фонетике, лексике, этимологии и грамматике. Помните, кто был автор первой грамматики? Панини «Аштадхьян» («Восьмикнижие»). Были многие трактаты, комментировавшие художественные тексты — как лингвистически, так и философски.

Конечно, кроме этого на санскрите была литература философская, политическая, научная. Научная литература охватывает различные области медицины, химии, математики и астрономии.

Некоторые достижения древнеиндийской математики:

Q     введение числа p (оно у них, конечно, по-другому называлось);

Q     изобретение десятичной системы счисления. Цифры, которые мы называем арабскими, на самом деле — индийские;

Q     введение нуля.

Любопытно, что к необходимости введения нуля и нулевой формы раньше всего пришли древнеиндийские теоретики языка, объяснявшие его введение требованиями системы, а потом вслед за ними к сходным мыслям пришли математики.

Это — важнейшие достижения Панини, которые предвосхитили открытия новейшей структурной лингвистики, а именно: понимание языка как системы и, как следствие, введение понятия нулевой морфемы, а также описание морфологического использования фонетических чередований.

Графика: древнейший вид индийского письма — это 2 алфавита: брахми (brāhmī) и кхароштхи (kharosthī). Древнейшие известные нам письменные памятники — надписи царя Ашоха (III век до н. э.).

В брахми писали слева направо, в кхароштхи — справа налево. Кхароштхи скоро перестаёт использоваться, а к брахми восходят многочисленные системы письма, возникшие в Индии в дальнейшем. Одна из этих более поздних систем — нагари (середина I тысячелетия н. э.); её позднейшей разновидностью является деванагари (возник в начале II тысячелетия). Сейчас все санскритские тексты принято записывать на деванагари. Это слоговая система письма, по точности приближающаяся к фонетической транскрипции.

2.Теперь перейдём к среднеиндийским языкам. (Среднеиндийский период — середина I тысячелетия до н. э. — середина I тысячелетия н. э.) «Санскрит» (samskrtá-) означает «язык, доведённый до формального совершенства», в противоположность пракритам (prākrtă-), не подвергавшимся столь тщательной нормализации.

Пракриты — средневековые литературные языки.

Это тоже литературные языки. Не всякий письменный язык достигал того, чтобы стать пракритом. Возникновение пракритов связано прежде всего с художественной литературой и театром.

Некоторые пракриты: махараштри (самый первый), шаурасени, магадхи, пайшачи.

Кроме пракритов, также известны:

пали — язык буддийской проповеди, некоторых книг буддийского канона и апабхранша — языки, переходные между средне- и новоиндийскими.

3.Новоиндийские языки. Перечислить крупнейшие.

Несколько слов о хинди и урду.

Хинди является официальным языком многих штатов Индии (все другие языки Индии являются официальными не более чем в 1 штате). Хиндийский ареал — это центральная и северо-центральная часть Индии (Дели находится в центре северной части Индии).

История хинди ведёт своё начало с XI века. Существовало и существует множество диалектных образований.

В истории Индии была эпоха мусульманского завоевания. Это привело к возникновению языка урду. У хинди и урду общая диалектная основа (диалект кхари боли), так что грамматических отличий между ними в общем-то нет. Они очень сильно отличаются лексически: в хинди множество санскритизмов, а урду изобилуют (арабской, арабо-иранской и персидской) лексикой. Хинди и урду можно было бы считать разными стилями или разновидностями одного языка, однако они имеют каждый свою литературную традицию и реально функционируют как 2 разных языка. Тем более что их носители друг друга не понимают.

Другие различия: в письме хинди использует алфавит деванагари, а урду — арабский.

Хинди — государственный язык Индии, а урду — Пакистана.

В 1947 году из Индии выделилось мусульманское государство, которое назвали Пакистан («страна чистых»). Государственным языком Пакистана был объявлен урду, так как он провозглашался языком мусульман.

(Пакистан первоначально состоял из 2-х частей: Западный и Восточный Пакистан; позднее Восточный Пакистан отделился и стал называться Бангладеш.)

О термине «хиндустани» (в который иногда объединяют хинди и урду). В 1937 году, до разделения Индии, Джавахарлал Неру (великий индийский государственный деятель) предлагал признать официальным языком Индии хиндустани (то есть хинди и урду вместе, в обоих шрифтах). Под хиндустани М. Ганди, и другие подразумевали потенциальный язык, который должен был стать общим и для индусов, и для мусульман, в котором не было бы изобилия ни санскритизмов, ни арабо-иранской лексики. Идея создания «хиндустани» выдвигалась во имя сохранения единства страны. Однако с образованием Пакистана вопрос о едином языке «хиндустани» был снят с повестки дня.

Вы должны уметь читать примеры.

Санскрит

Фонетика (в принятой латинской транслитерации):

Вокализм: ă ĭ ŭ r (l встречается редко, l — никогда, хотя знак в алфавите есть); дифтонги: краткие e (¬ ăi) o (¬ ău); долгие āi āu,

е и о выступают в системе как дифтонги (например, в чередованиях).

Поскольку качественное различение гласных частично утратилось (после совпадения е и о ® в а), то сохраняется и активно используется различие количественное (долгота — краткость).

Сонанты: y v r l

Консонантизм: 5 локальных рядов (то есть по месту образования)

                                                звонкие

                        глухие

лабиальные (губные)

непридыхательные

придыхательные

непридыхательные

придыхательные

m

b

bh

p

ph

дентальные (зубные)

d

dh

t

th

n

церебральные1

d

dh

t

th

n

палатальные (среднеязычные)

j

[jh]

c

ch

ñ

гуттуральные (заднеязычные)

g

gh

k

kh

n (= n, n разные знаки)

Примечание1: термин неудачный (плохой перевод санскритского термина), но прижившийся. Церебральные = ретрофлексные (или…).

Кроме этого:

спиранты глухие: s (дентальный), s [ш] (церебральный), ś (= ç) (палатальный);

звонкие: h, а противостоит глухой h (висарга) — аллофон <s>.

Также: анусвара (m) — носовой неопределённого типа (назализация гл.).

e. g.: deváh ¬ <devas> ¬ *daiwas ¬ *deīūos ® латинское deus.

Церебральные — особый класс согласных звуков (по месту образования), возникший в индийских языках на основе дравидийского субстрата.

(В ведийском đ ® l и đh ® lh) в интервокальной позиции — это отличие ведийской фонетической системы.)

Древнеиндийский *jh ® h (он звонкий — NB: запишите).

e. g.: himá- ‘холод, мороз

*jh ¬ индоевропейский *g[h] ® з в русском(зима) (сатемизация)

                                                   ® греческое c, латинское h (heims).

Сандхи. Этим термином древнеиндийские учёные обозначали различные комбинаторные изменения звуков.

Различались внутреннее (внутри слова) и внешнее сандхи (на границе слов).

Морфология:

Древнеиндийский вообще и особенно ведийский язык сохраняют очень развитую морфологию.

3 числа (единственное, множественное, двойственное).

8 падежей (именительный, винительный, творительный, дательный, отложительный, родительный, местный, звательный).

Наклонения (их 6):

Q &nbs 0pt'>императив;

Q     оптатив (желательное);

Q     субъюнктив (сослагательное);

Q     инъюнктив (особая древнеиндийская форма);

Q     кондиционалис (условное).

Кроме этого, в парадигме глагола есть множество неличных форм (инфинитивов, причастий, деепричастий).

Таким образом, парадигма глагола могла насчитывать несколько сотен форм; по некоторым подсчётам, от отдельных глаголов в ведийском языке образуется более 800 форм;

для сравнения: парадигма латинского глагола насчитывает около 140 форм, древнегреческого — около 250 (или почти 300).

Пример текста:

Samskrtam nāma daivī vāg anvākhyātā maharsibhih.

буквально: санскрит по имени божественный язык провозглашённый великими мудрецами.

литературный: «Санскрит — это божественный язык,так провозглашали великие мудрецы.»

(из трактата по теории поэзии «Кавьядарша», написанная Дандином.)

Иранские языки

Q     Хронологически:

1.древнеиранские.

2.среднеиранские        — по экстралингвистическим признакам.

3.новоиранские            По лингвистическим — 2 периода (древний и ост.).

Термин «иранский» (современный персидский iråní, относительное прилагательное к irån ‘Иран) восходит к слову arya- — самоназванию древних индоиранских племён, занявших во II тысячелетии — начале тысячелетия до н. э. равнины Северной Индии и Иранское нагорье. Термин arya- зафиксирован в Ригведе; в древнейших памятниках иранских языков — более широко: в надписях, в составе имён собственных, топонимов и племенных названий. В древнеперсидских надписях ariya-, в Авесте — airya- (эпентетический i обозначает палатализацию r).

Gen. pl. ăryánām ‘арийцев® *airánām (эпентеза) ® ērān ® irån (падение безударного конечного слога).

В истории иранских языков также выделяются 3 периода:

1.древнеиранский

2.среднеиранский

3.новоиранский

1. Древнеиранские языки.

Древнеперсидский — язык персидских племён эпохи Ахеменидов (6—4 века до н. э.), локализуемый в древней Персиде (сейчас — провинция Фарс, юго-западная часть современного Ирана). Древнеперсидский язык известен по монументальным надписям (клинопись). Надписи, как правило, посвящены прославлению ахеменидских царей и их деяний; поэтому их лексикон небогат.

Авестийский язык — язык Авесты — собрания священных зароастрийских текстов. По своему составу и грамматическому строю это наиболее архаичная из всех разновидностей иранской речи. Авеста — памятник неоднородный; она представляет собой результат наслоения преданий и требований различных условий и различных веков. Некоторые древнейшие части Авесты и Ригведы практически совпадают (не целые отрывки, а многие пассажи, некоторые персонажи, стандартные словосочетания).

e.   g.: sóma (ведийский) — (авестийский) hoama ‘священный напиток (общеарийское *saūma).

Ведийское yajñá-, авестийское yashna- ‘жертвоприношение;

ведийское átharvan-, авестийское aJaurvan- ‘особый жрец (первоначально жрец культа огня).

Отдельные элементы общеарийской мифологии могли выполнять в ведийском и авестийском разные функции: ведийское devá- ‘бог соответствовало авестийскому daeva- ‘злой дух; Índra — ведийское бог, авестийское демон.

То есть мифические и эпические сказания у индийцев и иранцев отчасти восходят к общему источнику.

Однако на иранской почве этой традиции был нанесён сильный удар: около VII—VI веков здесь возникает новая религия — зароастризм.

Краткая справка. Основатель — Заратуштра (греч. Зароастр). Зароастризм поначалу отрицал все старые арийские культы и устанавливал поклонение единому божеству — Ахурамазде (олицетворение доброго, созидающего начала). Зароастризм — дуалистическая религия. Однако постепенно древние божества вновь занимают свои места вокруг Ахурамазды, а отрывки старых гимнов вплетаются в состав новых культовых текстов.

В Авесте Заратуштре приписываются Гаты (gaqa-) — стихотворные проповеди и воззвания к Ахурамазде. Гаты в зароастрийской в традиции были самой почитаемой и бережно охраняемой частью Авесты, поэтому и язык сохраняет наиболее древние черты.

Авеста восходит к VI веку до н. э., однако записана была впервые уже в среднеиранский период специально изобретённым алфавитом. Её кодификация, по одной из гипотез, возводят к концу IV века н. э. Древнейшая дошедшая до нас рукопись датируется XIII веком.

Поэтому, за весь этот период, текст претерпел столько изменений, преимущественно фонетических, что его после 200 лет изучения всё ещё не могут полностью интерпретировать. (Существуют разные способы прочтения и трактовки отдельных звукосочетаний.)

Кроме авестийских и древнеперсидских, к этому периоду относятся:

сакские = скифские языки и диалекты ираноязычных племён, распространившихся к середине I тысячелетия до н. э. на территории от берегов Чёрного моря и до границ Китая.

2. Среднеиранские языки.

Среднеперсидский. В эпоху Саманидов (III—VII века) стал официальным языком государства, на нём писалось довольно значительное количество литературы, он распространился на значительно более широкой территории, чем древняя Персида.

2 системы письма: пехлевийская и манихейская.

Парфянский — язык древней Парфии (к юго-востоку от Каспийского моря) существовало Парфянское царство. Начиная с III века до н. э. этот язык использовали для своей миссионерской деятельности манихеи. Манихейские тексты и служат основным источником для изучения парфянского языка.

Согдийский — язык древнего Согда (современный Самарканд и окрестности). Согдийцы играли большую роль в торговых сношениях Средней Азии с Дальним Востоком и создании торговых колоний вдоль Великого шёлкового пути. В связи с этим согдийский язык приобретает в первые века нашей эры значение lingua franca (то есть международного торгового языка) и употребляется далеко за пределами своей родины.

Согдийские тексты дошли до нас в 3-х разновидностях письма. Последние письменные памятники — рубеж и II тысячелетий.

Хорезмийский — язык древнего Хорезма (область по нижнему течению Амударьи; Хорезмская область современного Узбекистана).

Бактрийский (этео-тохарский) язык — язык древней Бактрии (историческая область по верхнему и среднему течению Амударьи; юг современного Узбекистана). Во II веке до н. э. эта область была захвачена передвижениями сакских и тохарских племён, поэтому в дальнейшем эта область в источниках также называется Тохаристаном (страной тохаров), а язык — тохарским.

Не путать с «тохарскими» языками другой индоевропейской группы! Там их так назвали ошибочно, но название прижилось; поэтому «настоящий» тохарский язык называют этео-тохарским или бактрийским.

Единственный значительный памятник — это надпись из Сурх-Коталя (Северный Афганистан), которая была открыта в 1957 году и содержит 25 строк текста.

В среднеиранский период были и другие языки и диалекты в исторических областях Мавераннахр, Тохаристан, Систан (*sakastan). От этих языков сохранились отдельные слова в сочинениях арабоязычных авторов рубежа I и II тысячелетий.

Иранские языки (крупнейшие):

западно-иранские

восточно-иранские

северо-западные

юго-западные

северо-восточные

юго-восточные

1. древний. Мидийский

древнеперсидский

¯

скифский

¯

сакскияе языки

2. средний. Парфянский

среднеперсидский

å             ¯              æ

аланский, согдийский, хорезмский

¯

сакские языки, бактрийский (хатаносакский)

3. новый. Курдский (литература — с 11 века), белуджский

персидский таджикский дари

осетинский

афганский (пушту) (литература с 16 века), памирские языки

Дардский и нуристанский языки

Они распространены в труднодоступных горных длинах в северной части Афганистана, Пакистана и Индии. Этим объясняется изоляция большинства из них от внешнего мира, сохранение в них интересных архаизмов и формирование своеобразных инноваций. С другой стороны, из-за этого эти языки очень мало изучены. Большинство дардских и нуристанских языков не имеет письменности, для некоторых из них в последние годы создаются системы письма, базирующиеся на арабской графике. Единственное исключение — язык кашмúри. Он имеет литературную традицию с XIV века, является официальным языком штата Джамму и Кашмир в Индии (там, где спорная территория между Индией и Пакистаном). Число говорящих — около 4 миллионов человек.

На всех остальных дардских языках вместе взятых говорит чуть более 1 миллиона человек. Другие распространённые дардские языки: шинá, кхóвар, пашаú.

Нуристанских языков намного меньше, чем дардских: катú, вайгалú, ашкýн, прасýн. Самый распространённый — катú: 30—40 тысяч человек.

Транслитерация древнеиранских систем письма

Авестийский. Авестийская звуковая система несёт следы многочисленных позднейших влияний разных традиций произношения.

Стандартная система транскрипции:

Гласные:

a i u e o ə ą (носовое а)                                                             это — нефонематичные звуки для

a i u e o ə (редуцированный) å (позднее огубленное а)        Авесты. Однако есть ещё фонема r.

Смычные:

p, b

t (t в определённых позициях, спирант неясного образования), d

k, g

Аффрикаты:

č, j

Спиранты:

f, w

J, d

c, g а такжеc0|cv (монофонематический).

Сибилянтные спиранты:

свистящие: s, z

шипящие: š, ž.

Придыхательные: h

Сонорные:

m, n

y, v, r

Древнеперсидские системы письма — попроще.

 

Литература к теме «Индоиранские языки»

 

1.      Елизаренкова Т. Я. Грамматика ведийского языка. М. 1982

2.      Елизаренкова Т. Я. Ведийский язык.

3.      Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Санскрит. М., 1960

4.      Барроу Т. Санскрит. М., 1976

5.      Вертоградова В. В. Пракриты. М., 1978

6.      Баранников П. А. Языковая ситуация в ареале языка хинди. Л., 1984

7.      Языки мира: Дардские и нуристанские языки. М., 1999. 143 с.

8.      Руинчик Ю. А. Современный персидский язык. М., 1960

9.      Основы иранского языкознания: [т. 1] Древнеиранские языки. М., 1979

На главную

© DM & VG, 2001-2002

Hosted by uCoz