Лекция 6
На прошлых лекциях мы
рассмотрели наиболее крупные имена и явления из истории индоевропейского
языкознания. Теперь давайте обобщим и систематизируем эти знания.
1 период: со 2-й половины
10-х годов 19 века до начала 50-х годов 19 века.
Возникновение
компаративистики.
Основные достижения этого периода:
1)
разработка
сравнительно-исторического метода: нахождение наиболее надёжного элемента для
сравнения — грамматических показателей (прежде всего флексии) («Сравнительная
грамматика» Боппа);
2)
установление
понятия языкового закона (закон Гримма);
3)
создание
основ научной этимологии индоевропейских языков (Потт);
4)
определение
состава индоевропейской семьи языков.
2 период: с начала 50-х годов
до 2-й половины 70-х годов 19 века. Начало нового периода связано с именем
А. Шлейхера.
Новое в этом периоде:
1)
постулирование
единого языка — основа для всех индоевропейских языков —
индоевропейского праязыка;
2)
возникновение
принципа лингвистической реконструкции и её техники;
3)
расширение
и улучшение языковой основы сравнения: а именно, включение в исследование
древнейших из известных в то время индоевропейских текстов: ведийских,
древнеперсидских, гомеровских, италийских и др.;
4)
зарождение
науки об индоевропейских древностях (например, Адальберт Кун; Адольф Пиктé —
«Происхождение индоевропейцев» т. 1—2, 1859—1863 и др.). Кун много сделал
в области сравнительно-исторической индоевропейской мифологии.
Кроме этого:
схемы взаимоотношений индоевропейских
диалектов: «родословное древо» Шлейхера и «волновая теория» Шмидта (1872);
важные фонетические открытия: закон
Грассмана, закон Вернера, закон палатализации; к конце 2-го
периода —установление основных фонетических черт индоевропейского
праязыка.
3 период — младограмматический.
С конца 70-х годов 19 века до 10—20-х годов 20 века.
Индоевропеистика превращается в весьма точную науку, возглавившую прогресс в языкознании, со сложным аппаратом методологических принципов и строгой техникой анализа. (Несмотря на то, что мы назвали этот период «младограмматическим», многие основные фигуры этого времени к младограмматикам не относятся.) Кроме этого также индоевропеистика перестаёт быть чисто немецкой наукой; ей занимаются также во Франции, Швейцарии, Дании, Австрии и России (Ф. Ф. Фортунатов и др.).
Наиболее значительное в этом периоде:
1)
признание
принципа регулярности фонетических изменений; это привело к выявлению новых
звуковых законов. Заслуга младограмматиков — в постановке вопроса о надёжности
соответствий и выработке достаточно строгих критериев достоверности полученных
результатов;
2)
обращение
к системному анализу фактов (это прежде всего Ф. де Соссюр);
3)
возникновение
др.-индоевропейской диалектологии.
Краткой сводкой состояния
индоевропеистики в этот период является труд А. Мейе: «Введение в
сравнительное изучение индоевропейских языков» (1 издание — 1903.
7 издание (исправленное) — 1934; русское издание М.-Л., 1938).
Далее, для этого периода характерно:
появление дифференцированных исследований по
отдельным специальным вопросам индоевропейской фонетики, морфологии,
словообразования, реже — синтаксиса;
появление этимологических словарей основных
древних и новых индоевропейских языков;
появление сравнительно-исторических грамматик
многих групп индоевропейских языков.
4 период — с 20-х годов
20 века.
I.
Начало нового периода было связано с открытием и введением в индоевропеистику нового языкового
материала:
прежде всего — это открытие анатолийских
языков: хеттского, а также лувийского и палайского.
Оно внесло огромные
изменения и в представление о типе древних индоевропейских языков, и в
понимание того, какой могла быть структура праязыка. (Потому что
анатолийские языки совершенно не похожи на санскрит и греческий и в то же время
древнее их.);
кроме анатолийских языков, в это же время
были открыты так называемые «тохарские» языки;
также в этот период в научный оборот в
большем объёме вводятся данные древних мёртвых языков, от которых сохранилось
немного письменных памятников, или же известных только по отдельным словам и
топонимам. Это ак называемые палеобалканские языки: иллирийский, мессапский,
венетский, фракийский, фригийский, македонский (древнемакедонский) и др.;
был открыт древнейший греческий язык, так
называемый «микенский греческий» — расшифрованы крито-микенские таблички,
написанные линейным письмом В и относящиеся ко времени до середины
2 тысячелетия до н. э.;
также были найдены следы древнейшего
индоарийского языка, причём далеко к западу от Индии;
и, наконец, в 20 веке был введён в
индоевропеистику большой и разнообразный материал ср.-иранских языков:
хотаносакский, согдийский, хорезмийский, парфянский, бактрийский языки, остатки
скифского языка, а также ряд современных иранских диалектов (прежде всего
памирских).
Я перечислил много
новооткрытых языков: многие из памятников на эти языках ещё не обработаны в
надлежащей мере или даже не изданы.
II.
Индоевропеистика этого периода обнаруживает тенденции к использованию новых
методов исследования. Это:
внедрение принципов системного анализа
(начало этому было положено ещё в предыдущий период) и, более глубоко, структурный
подход;
углубление методики реконструкции на основе
разработки и применения принципов внутренней реконструкции;
внедрение в компаративистику принципов ареальной
лингвистики. Термин «ареальная лингвистика» был введён в 1943 году, её
основные принципы были разработаны несколько ранее.
Здесь нужно знать, что в
середине 20 века в Италии существовала школа так называемых неолингвистов:
Витторе Пизани (1899— )
Джулиано Бонфанте (1904— )
Джакомо Девато (1897—1974)
Неолингвисты: нет чётких
границ между языковыми явлениями, между языковыми сущностями.
Проч. из Бонфанте: 11 (нач.) 12 34
(нач.) 50
Неолингвисты
противопоставляли себя младограмматикам, и вообще они критиковали представление
о едином индоевропейском языке-источнике. Итальянские неолингвисты подчёркивали
принципиальную «континуальность» индоевропейской языковой области, её
незамкнутый характер. Они в своих схемах членения индоевропейского диал. ареала
отрицали даже наличие италийской языковой общности.
Во многом неолингвисты,
конечно, впадали в крайности.
4) внедрение в
инструментарий компаративистики статистических методов. Возникает
глоттохронология — область
компаративистики, занимающаяся выявлением скорости языковых изменений и
определением на этом основании времени разделения родственных языков и степени
близости между ними.
В двух словах о том, что это
значит:
существует так называемый основной
список — это 100—200 базовых слов в любом языке:
личные и вопросительные местоимения;
некоторые глаголы, обозначающие движения
(‘приходить’), элементарные физиологические функции и ощущения (‘пить’,
‘слышать’, ‘видеть’);
обозначения размеров (‘широкий’, ‘длинный’),
космических явлений (‘солнце’, ‘небо’), животных (‘червь’, ‘змея’), цвета
(‘чёрный’);
названия родства и т. п.
На основании языков, история
которых известна, можно определить, что за одно тысячелетие сохраняется в целом
не менее 80% словаря. Поэтому: если взять два родственных языка и сопоставить в
них количество сохранившихся родственных слов основного списка, то можно
определить наименьшее время их разделения. Для значительного числа языков такой
способ определения времени их разделения хорошо согласуется с косвенными
данными.
Глоттохронология была создана
в 1948—1952 годах американским учёным Моррисом Свóдешем
(1909—1967).
5) в 20 веке возникают
новые теории в отношении всех уровней индоевропейского языка: фонетической
системы, грамматических категорий, вообще морфологического типа праязыка,
синтаксической структуры предложения etc.
(5 период.) С
70—80-х годов 20 века. Сейчас ещё прошло слишком мало времени, чтоб
об этом судить, но, видимо, можно говорить о начале нового периода в развитии
индоевропеистики в связи с появлением глоттальной теории Гамкрелидзе/Иванова.
Почему это новый этап?
Потому что меняется кардинально представление о праязыке, о его грамматической
структуре, о существовавших фонетических закономерностях и об истории развития
отдельных индоевропейских диалектов.
Кроме глоттальной теории
Гамкрелидзе/Иванов предложили также реинтерпретацию морфологической системы
индоевропейского праязыка. А именно, они говорят об индоевропейском праязыке
как о языке активного строя.
[Бывают языки номинативного
строя, эргативного и активного (большинство современных
языков).]
Об этом во 2-м семестре
будем говорить подробнее.
Помните, на 1-й лекции вы записывали два понимания термина
индоевропеистика?
<какие?>
1.Занимается индоевропейским
праязыком.
2.Занимается отдельными индоевропейскими языками и
группами (индоевропеистика = славистика + иранистика + италистика +…etc.).
Основная ваша задача —
изучать индоевропеистику в 1-м понимании, то есть собственно историческую
грамматику.
Но для этого нужно сначала
выстроить базу из индоевропеистики во 2-м понимании. Чтобы сравнивать, надо
разбираться в том, что сравнивается между собой.
И вообще любой филолог
должен иметь базовое представление об основных индоевропейский языках, а о
самых известных из них — не только базовое.
Поэтому ближайшие три месяца
мы посвятим рассмотрению индоевропейских языков и групп. А потом на зачёте
каждому из вас будет дан текст на каком-либо индоевропейском языке, и надо
будет определить, что это за язык, указать его основные особенности на этом
тексте и кратко про него рассказать.
© DM & VG, 2001-2002