Лекция 15
План.
I.
Членение
анатолийской группы.
II. История открытия
анатолийских языков.
III. Историческая справка о Хеттском царстве.
IV. Языки Богазкёйского архива.
V. Позднеанатолийские языки.
VI. Фонетика и графика анатолийских языков.
VII. Некоторые архаические черты анатолийских
языков.
Анатолийские языки
представляют собой самую древнюю письменно зафиксированную речь индоевропейцев.
I. Членение
анатолийской группы.
Анатолийские языки |
|||||||||
|
хетто-лидийская
подгруппа |
лувийско-ликийская
подгруппа |
|||||||
раннеанатолийские
языки (II тысячелетие до н. э.) |
хеттский памятники 18—13 вв. |
палайский памятники 14—13 вв. |
лувийский
(клинописный) памятники
14—13 вв. |
||||||
[промежуточный период] |
|
|
|
иероглифический лувийский (древнейшие памятники с
16 века; основная масса памятников — 10—8 века) |
|||||
позднеанатолийские
языки (I тысячелетие до н. э.) |
лидийский, карийский. надписи 7—4 веков |
ликийский, (надписи 5—3 веков) |
сидетский и др. (надписи 3 века до
н. э.) |
||||||
|
|
|
|
||||||
ликийский А |
ликийский Б
(милийский) |
||||||||
|
В ликийском выделяют
2 диалекта. Из них милийский архаичнее. |
||||||||
Все даты — до
н. э. То есть все анатолийские языки — мёртвые. Древнейший индоевропейский
письменный язык — хеттский. Древнейший письменный памятник — так
называемый «текст царя Аниты» (Anittaš
[s] — окончание
Nom sg.). Это памятник XVIII века до н. э.,
который дошёл до нас в нескольких копиях более позднего времени.
☼ Раннеанатолийские языки
близки между собой; можно постулировать существование общеанатолийского
праязыка (IV — начало III тысячелетия до
н. э.).
II. История
открытия анатолийских языков
До конца 19 века
о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в
Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) —
сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми
израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена
монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о
могущественных «хеттейских царях»: Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17)
говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их «царям хеттейским
и царям арамейским»; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану
послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: «Верно, нанял против
нас царь израильский царей хеттейских и египетских… и встали и побежали в
сумерки». То есть эти «хеттейские цари» были могущественны, как египетские.
Потом свидетельства об этом
народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht
(египетское письмо — консонантное). Затем (это ещё 19 век) началась
дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была
известна некая страна hatti (хатти).
В 1887 году в
Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек,
большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и
административную переписку египетских царей — Эхнатона и его отца
Аменхотепа III — то есть середины XIV века до н. э. В
письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о
царе Хатти и передвижении его войск.
Более того, среди писем одно
было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с
восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно
из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава
находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный
Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык
имеет видимое сходство с индоевропейскими.
И, наконец, в 1906 году
группой немецких учёных под руководством Гуго Винклера были начаты раскопки в
селении Богазкёй в Турции. Оказалось, что на этом месте находилась
Хеттская столица — город Хаттуса (Hattušaš). Результаты раскопок
превзошли все ожидания: был открыт царский архив, содержащий около 10 тысяч
клинописных табличек. Некоторые из них были написаны на уже изученном аккадском
языке, но большая часть на том же языке, что и оба ранее открытых «арцавских»
письма.
Во время первой мировой
войны эти таблички были опубликованы. В 1915—1917 годах Берджих Грозный
(1879—1952) (чешский учёный) расшифровал хеттские тексты (это была, конечно,
предварительная расшифровка) и установил, что язык этих текстов принадлежит к
индоевропейским. Наибольшая заслуга в расшифровке и переводе хеттских текстов
принадлежит Ф. Зоммеру.
Фердинанд Зоммер (1875—1963), выдающийся
ассириолог. Зоммер и ещё несколько учёных постепенно прочитали хеттские тексты,
и теперь наши знания об этом языке достигли такого уровня, при котором
исторические тексты можно перевести от начала до конца с почти полной
уверенностью, хотя тексты, например, религиозного содержания всё ещё содержат
отдельные тёмные места.
Открытие хеттского языка
произвело революцию в индоевропеистике. Буквально незадолго до этого
была создана классическая «Сравнительная грамматика индоевропейских языков»
младограмматиков Бругмана и Дельбрюка, где рисовалась достаточно цельная
концепция индоевропейского праязыка, похожего в общих чертах на санскрит и
древнегреческий. Новооткрытый хеттский язык был явно индоевропейский, но он был
совершенно не похож ни на санскрит, ни на бругмановскую реконструкцию праязыка.
И чем больше исследовали хеттский язык, тем больше приходилось пересматривать
уже общепринятые к тому времени представления об индоевропейском языке.
Одним из самых поразительных
было открытие в 1927 году Е. Куриловичем того, что в хеттском h
отражается индоевропейский ларингал. Тогда все вспомнили о ларингальной теории Соссюра
и Мёллера.
Первую
«Сравнительно-историческую грамматику хеттского языка» написал американский
учёный Эдгар Хауард Стёртевант (1875—1952).
III. Историческая
справка о Хеттском царстве.
Хеттское царство было во II-м
тысячелетии до н. э. могущественной державой, соперничавшей с Египтом. Оно
располагалось на территории современной Турции (так называемое Анатолийское
плато), а точнее — в её основной части.
[Показать
на карте территорию.]
Хетты переняли своё название
и всю свою культуру от другого народа (называемого теперь хатты
или протохетты), неиндоевропейского, жившего на этой территории до них (то есть
хаттский субстрат).
Название страны — Hatti |
от
хаттов |
Название столицы — Hattušaš |
До Хаттусы столицей хеттов был
город Неса (или Канес) [показать на карте], а
сами хетты называли себя несийцами.
В истории хеттского царства 3
периода (они же —периоды в истории хеттского языка).
I.
Древнее
царство (XVII—XVI века) [показать].
II. Среднее царство (XVI—XV века) — достаточно тёмный период в истории; кроме имён царей, мало
что известно.
III.
Новое
царство (XIV—XIII века) [показать на карте].
Наибольший расцвет —
при Сиппилулиуме I и его сыне Мурсили II (2-я
и 3-я четверть XIV века) 1380—1315 года.
К юго-востоку от хеттского
царства располагалось государство Митанни, которое населяли хурриты, но
правящей верхушкой были арийцы — митаннийский арийский язык (самый древний
язык индоевропейской группы).
От этого языка известно
несколько слов из хеттского трактата по коневодству, составленного неким
Киккули из Митанни.
Это было новое слово в
военном деле. Хетты переняли у митаннийцев колесницы (лёгкие, на
2 колёсах со спицами) — самое передовое средство ведения войны.
Тем не менее, как и все
цивилизации, хеттское царство гибнет. В конце XIII века Хаттуса
разрушена, Хеттская империя прекращает своё существование. Правда, ещё долго
существовали многочисленные позднехеттские царства — мелкие
государства, царьки которых носили громкие имена великих хеттских царей
древности.
IV. Языки
Богазкёйского архива.
NB: В отличие от «реликтовых»
языков, о которых я говорил на прошлой лекции, раннеанатолийские языки
представлены значительным числом памятников самого разнообразного содержания [ну
представьте себе царский архив]: и официальные тексты, и религиозные,
и художественные.
В 1919 году швейцарец
Э. Фаррер сделал сообщение , что в клинописных текстах из Богазкёя можно
выделить 6 разных языков. Естественно, это не значит, что на всех этих
языках разговаривали в пределах хеттской империи; некоторые из них были уже
мёртвыми.
1. Хеттский |
2 официальных языка хеттского государства,
использовались в государственных |
2. Аккадский |
делах |
3. Лувийский |
|
4. Палайский |
живые языки разных частей империи |
5. Хаттский |
|
6. Хурритский |
|
Памятники встречаются
многоязычные — тогда при переходе на другой язык ставится наречие,
например: hattili — по-хаттски.
Сначала скажу про те языки,
которые не индоевропейские.
☼ Аккадский (ассиро-вавилонский) —
относится к семитским языкам. Использовался в качестве международного языка.
☼ Хаттский (hattili) — уже мёртвый ко
времени хеттского царства язык. У хеттов был обычай, включая в свой пантеон тех
или иных божеств, обращаться к ним на их «родном» языке. Хетты унаследовали
хаттскую культуру, и при обращении к хаттским богам они говорили по-хаттски.
Хаттские тексты отчасти понятны только тогда, когда снабжены хеттским
переводом. По последним исследованиям Вяч. Вс. Иванова, хаттский язык
родствен западно-кавказским языкам (абхазо-адыгским).
☼ Хурритский язык был широко
распространён в Митанни и на юго-востоке Хеттского царства [показать
на карте]. Единственный близкородственный язык —
урартский. Есть гипотеза, что они родственны нахско-дагестанским языкам
(восточно-кавказским).
Индоевропейские языки Богазкёя.
☼ Хеттский (= хеттский клинописный,
несийский). Строго говоря, название «хеттский» неправильно; сами хетты называли
этот язык несийским (niš[c]ili, nešumnili) —
от названия
города Неса. Однако название «хеттский» прижилось. Древнейший памятник, как я уже
говорил, — надпись царя Анитты (18 век).
Памятники уже с эпохи
Древнего царства, но большая часть памятников относится к Новому царству.
Древние памятники тоже дошли преимущественно в позднейших копиях.
Некоторые памятники (из
наиболее интересных)
☼ «Песнь об Улликумми»;
☼ другой миф — о борьбе
за власть между богами различных поколений, имеющий разительные сходства с
«Теогонией» Гесиода (Уран Алалу-Ану-Кумарби (= Крон) — бог Грозы). Мифы
эти имеют хурритское происхождение;
☼ анналы царя Сиппилулиумы,
анналы его сына Мурсили II.
Есть версия, что в эпоху
Нового царства хеттский язык был уже только литературным, а разговорным были
лувийский и палайский. Но: автобиография царя Хаттусили III
(1289—1260 года) имеет много разговорных черт по стилю и, видимо, по языку.
☼ Лувийский язык (= лувийский
клинописный). С ним мы встречаемся в новохеттский период (14—13 века). В
основном — это лувийские вкрапления в хеттские тексты:
luwili — далее по-лувийски.
Был распространён на юге и
юго-западе страны [показать]. Имел несколько диалектов.
Из одного из диалектов
происходит «лувийский иероглифический», из другого — ликийский язык
позднеанатолийской эпохи.
Сразу скажу о лувийском
иероглифическом языке (ранее его называли хеттским иероглифическим). В
Богазкёйском архиве не представлен (потому что иероглифами в то время писали на
дереве — менее долговечный материал, чем глина). Сохранились различные
надписи. Основная масса памятников относится к периоду после падения хеттского
царства, то есть к позднехеттским государствам: 10—8 века до н. э.
Основные места находок — Северная Сирия. Тексты ритуального и
исторического характера, строительные, посвятительные и некоторые другие
надписи.
Иероглифическая письменность
особая, не используемая больше ни для какого другого языка: в отдельных чертах
близка египетской иероглифике.
☼ Палайский язык (palaumnili) — язык области Пала [показать].
Вероятно, был распространён в эпоху Древнего царства; ко времени Нового царства
уже мёртвый. Сохраняется только как язык культа бога Цапарвы — палайского
божества, заимствованного хеттами.
Тексты скудны. Из
клинописных текстов известно около 200 слов, сохранившихся полностью, и
ещё около 100 повреждённых слов, что затрудняет их интерпретацию.
Много заимствований из
хеттского.
V. Позднеанатолийские
языки.
Языки — смотри схему в
начале лекции.
Источники: как для всех
реликтовых языков античного периода: надписи, ономастика, глоссы.
География распространения [смотри
карту]: лидийцы, карийцы — запад Малой Азии; ликийцы и другие
позднелувийские народы — юго-запад и юг Малой Азии.
Надписи на этих языках
выполнены буквенным письмом, восходящим к древнему семитскому письму, но
испытавшим греческое влияние.
VI. Фонетика
и графика анатолийских языков.
Трём периодам, на которые
можно разделить анатолийские языки, соответствуют 3 системы письменности:
древние анатолийские
языки — клинопись;
лувийские языки —
иероглифика;
позднеанатолийские
языки — буквенное письмо.
Хеттская клинопись была родственна
староаккадской, она была не очень приспособлена для анатолийской фонетики.
Отсюда — сложные орфографические правила.
Значки, употреблявшиеся в
клинописи:
фонетические слоговые знаки;
идеограммы (шумерограммы),
обычно обозначавшие хеттские корни слов с тождественным шумерскому значением.
Во многих случаях чтение таких шумерограмм остаётся загадочным;
детерминативы, которые не
произносились, а просто обозначали отнесение слов к тому или иному
грамматическому классу.
Например: (древнехеттский) nepišaš
DUTU-i ‘небесному
богу солнца’. D — детерминатив; U — шумерограмма.
nepisas — G sg. от слова ‘небо’ (сравни старославянское NЕБЕСЕ).
Слитное написание таких слов тоже — условность для удобства чтения. (Но
всё равно это транслитерация, а не транскрипция.) Знак š обозначает звук [s], z — [ts].
Например: ak-ka-an-te-eš в слитном написании — akkanteš;
ku-en-zi —
kuenzi.
Глухие и звонкие смычные в
древнеанатолийских языках не различались, то есть, например, графемы pa и ba
одинаково читаются [pa], tu и du — [tu].
Поскольку мы имеем дело
только с текстами, мы не можем восстановить звучание той или иной фонемы —
мы можем только фонологически интерпретировать её место в системе.
В хеттском, палайском,
лувийском (клинописном) подсистема смычных состоит из 6 согласных:
индоевропейские I, II серии |
индоевропейские III серия |
p |
pp |
t |
tt |
k |
kk |
напряжённость |
ненапряжённость |
Что обозначает одиночное и удвоенное написание? (напряжённость — ненапряжённость, а может быть звонкость — глухость?).
По крайней мере, в
позднеанатолийских языках это противопоставление заменяется оппозицией
звонкие — глухие.
Например, ликийский epñ (при
лувийском appan) ‘после’, ebe
(лувийский apa) ‘тот’. ñ —
так условно передаётся ликийская буква, обозначавшая, видимо, слоговое n.
Что касается гласных:
индоевропейские совпали
в |
*a |
*o |
то
есть в древнеанатолийских языках 4 гласных |
|
|
æ |
å |
i |
u |
||
*a |
e |
a |
(О
наличии противопоставления по долготе/краткости ничего не известно.)
Затем общеанатолийское *е в
лувийском и палайском тоже совпали с а; в хеттском на позднем этапе письменной
истории е ® i. В
позднеанатолийских языках появляются носовые гласные: лидийские ã, е;
ликийские ã, е, ĩ, ũ.
VI. Некоторые
архаичные черты, сохранившиеся в анатолийских языках.
1.Ларингалы: индоевропейский *H ® h [x?].
Ларингал, утраченный другими индоевропейскими языками, сохранился почти во всех
анатолийских языках.
e. g.:
греческий pur ‘огонь’ —
хеттский pahhur, лувийский pahur.
2.
2 грамматических
рода: общий (мужской + женский) и средний.
3.
В
анатолийских языках представлены 2 типа спряжения: (сравни греческий на -w и -mi) на
-mi и на hi (хеттский) ¬ *-Ha
(i).
4. Причастие на -nt —
не дифференцировано по залогу, оно могло быть и активным, и пассивным.
5. Анатолийский глагол не
имеет развёрнутой видовременной структуры и большого набора грамматических
значений (в полную противоположность индоиранскому глаголу).
Времени — 2 (настоящее
и прошедшее).
Наклонения — 2
(изъявительное и повелительное).
Что касается лексики, то,
несмотря на сохранение немалого количества индоевропейских корней, есть также
многие заимствования из хурритского, из хаттского.
Имена родства в ранних
анатолийских языках не восходят к индоевропейским, а представляют собой
звукоподражательные слова детского языка.
e. g.: отец (хаттский pater) — хеттский atta, палайский
papa, лувийский tati, иероглифический лувийский tati.
Внутри индоевропейских
языков хеттский и другие анатолийские языки обнаруживают особо тесные
лексические связи с тохарскими языками, италийскими и кельтскими:
хеттский itar —
‘хождение, путь’, латинский iter ‘путь’.
Самая восточная
индоевропейская речь.
Область распространения:
«страна без имени» (по Л. Н. Гумилёву) — долина реки Тарим
(«Восточный Туркестан» или «Синьцзян» — современный северо-западный
Китай). Эти языки мёртвые. Памятники (найдены) — 5—8 века н. э.
История открытия тохарских
языков.
В конце 19 — начале
20 веков в Синьцзяне были найдены несколько текстов письмом брахми на
неизвестном языке.
☼ первый текст обнаружен в
городе Кашгар русским консулом Петровским (конец 19 века), опубликован
Сер. Фед. Ольденбург.
☼ потом подобные тексты нашли
экспедиции (1904)
немцы — в городе Кучá,
французы — в городе
Турфан.
Тогда же началось
исследование.
В 1908 году
Эмиль Зиг (1866—1951) и Вильгельм Зиглинг (1880—1946) напечатали сообщение, в
котором показали, что тохарские языки представляют собой особую группу
индоевропейских языков.
[В 1921
они же издали сборник тохарских А текстов, 1931 — описательную
грамматику тохарского А языка; в 1949 и 1953 были изданы подготовленные
ими же тексты на тохарском Б, а грамматика — их последователями в
последующие годы. Сравнительная грамматика — в 1988 году, Адамс.
В России тохарские языки,
как и анатолийские, исследовал Вяч. Вс. Иванов.]
Тохарские языки |
|||
|
|
||
Тохарский А |
|
Тохарский Б |
|
(восточно-тохарский, агнеанский, или карашарский) |
ß по именам оазисов à |
(западно-тохарский, кучанский) |
|