Лекция 15

 

АНАТОЛИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

 

План.

I.    Членение анатолийской группы.

II.  История открытия анатолийских языков.

III. Историческая справка о Хеттском царстве.

IV. Языки Богазкёйского архива.

V. Позднеанатолийские языки.

VI. Фонетика и графика анатолийских языков.

VII. Некоторые архаические черты анатолийских языков.

 

ХЕТТО-ЛУВИЙСКИЕ (АНАТОЛИЙСКИЕ) ЯЗЫКИ

 

Анатолийские языки представляют собой самую древнюю письменно зафиксированную речь индоевропейцев.

I. Членение анатолийской группы.

Анатолийские языки

 

хетто-лидийская подгруппа

лувийско-ликийская подгруппа

раннеанатолийские языки (II тысячелетие до н. э.)

хеттский

памятники 18—13 вв.

палайский

памятники 14—13 вв.

лувийский (клинописный)

памятники 14—13 вв.

[промежуточный период]

 

 

 

иероглифический лувийский (древнейшие памятники с 16 века; основная масса памятников — 10—8 века)

позднеанатолийские языки (I тысячелетие до н. э.)

лидийский, карийский.

надписи 7—4 веков

ликийский,

(надписи 5—3 веков)

сидетский и др. (надписи 3 века до н. э.)

 

 

 

ликийский А             

ликийский Б (милийский)

 

В ликийском выделяют 2 диалекта. Из них милийский архаичнее.

Все даты — до н. э. То есть все анатолийские языки — мёртвые. Древнейший индоевропейский письменный язык — хеттский. Древнейший письменный памятник — так называемый «текст царя Аниты» (Anittaš [s] — окончание Nom sg.). Это памятник XVIII века до н. э., который дошёл до нас в нескольких копиях более позднего времени.

     Раннеанатолийские языки близки между собой; можно постулировать существование общеанатолийского праязыка (IV — начало III тысячелетия до н. э.).

II. История открытия анатолийских языков

До конца 19 века о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) — сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о могущественных «хеттейских царях»: Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17) говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их «царям хеттейским и царям арамейским»; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: «Верно, нанял против нас царь израильский царей хеттейских и египетских… и встали и побежали в сумерки». То есть эти «хеттейские цари» были могущественны, как египетские.

Потом свидетельства об этом народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht (египетское письмо — консонантное). Затем (это ещё 19 век) началась дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была известна некая страна hatti (хатти).

В 1887 году в Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку египетских царей — Эхнатона и его отца Аменхотепа III — то есть середины XIV века до н. э. В письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и передвижении его войск.

Более того, среди писем одно было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык имеет видимое сходство с индоевропейскими.

И, наконец, в 1906 году группой немецких учёных под руководством Гуго Винклера были начаты раскопки в селении Богазкёй в Турции. Оказалось, что на этом месте находилась Хеттская столица — город Хаттуса (Hattušaš). Результаты раскопок превзошли все ожидания: был открыт царский архив, содержащий около 10 тысяч клинописных табличек. Некоторые из них были написаны на уже изученном аккадском языке, но большая часть на том же языке, что и оба ранее открытых «арцавских» письма.

Во время первой мировой войны эти таблички были опубликованы. В 1915—1917 годах Берджих Грозный (1879—1952) (чешский учёный) расшифровал хеттские тексты (это была, конечно, предварительная расшифровка) и установил, что язык этих текстов принадлежит к индоевропейским. Наибольшая заслуга в расшифровке и переводе хеттских текстов принадлежит Ф. Зоммеру.

Фердинанд Зоммер (1875—1963), выдающийся ассириолог. Зоммер и ещё несколько учёных постепенно прочитали хеттские тексты, и теперь наши знания об этом языке достигли такого уровня, при котором исторические тексты можно перевести от начала до конца с почти полной уверенностью, хотя тексты, например, религиозного содержания всё ещё содержат отдельные тёмные места.

Открытие хеттского языка произвело революцию в индоевропеистике. Буквально незадолго до этого была создана классическая «Сравнительная грамматика индоевропейских языков» младограмматиков Бругмана и Дельбрюка, где рисовалась достаточно цельная концепция индоевропейского праязыка, похожего в общих чертах на санскрит и древнегреческий. Новооткрытый хеттский язык был явно индоевропейский, но он был совершенно не похож ни на санскрит, ни на бругмановскую реконструкцию праязыка. И чем больше исследовали хеттский язык, тем больше приходилось пересматривать уже общепринятые к тому времени представления об индоевропейском языке.

Одним из самых поразительных было открытие в 1927 году Е. Куриловичем того, что в хеттском h отражается индоевропейский ларингал. Тогда все вспомнили о ларингальной теории Соссюра и Мёллера.

Первую «Сравнительно-историческую грамматику хеттского языка» написал американский учёный Эдгар Хауард Стёртевант (1875—1952).

III. Историческая справка о Хеттском царстве.

Хеттское царство было во II-м тысячелетии до н. э. могущественной державой, соперничавшей с Египтом. Оно располагалось на территории современной Турции (так называемое Анатолийское плато), а точнее — в её основной части.

[Показать на карте территорию.]

Хетты переняли своё название и всю свою культуру от другого народа (называемого теперь хатты или протохетты), неиндоевропейского, жившего на этой территории до них (то есть хаттский субстрат).

Название страны — Hatti

от хаттов

Название столицы — Hattušaš

До Хаттусы столицей хеттов был город Неса (или Канес) [показать на карте], а сами хетты называли себя несийцами.

В истории хеттского царства 3 периода (они же —периоды в истории хеттского языка).

I.    Древнее царство (XVII—XVI века) [показать].

II.  Среднее царство (XVI—XV века) — достаточно тёмный период в истории; кроме имён царей, мало что известно.

III. Новое царство (XIV—XIII века) [показать на карте].

Наибольший расцвет — при Сиппилулиуме I и его сыне Мурсили II (2-я и 3-я четверть XIV века) 1380—1315 года.

К юго-востоку от хеттского царства располагалось государство Митанни, которое населяли хурриты, но правящей верхушкой были арийцы — митаннийский арийский язык (самый древний язык индоевропейской группы).

От этого языка известно несколько слов из хеттского трактата по коневодству, составленного неким Киккули из Митанни.

Это было новое слово в военном деле. Хетты переняли у митаннийцев колесницы (лёгкие, на 2 колёсах со спицами) — самое передовое средство ведения войны.

Тем не менее, как и все цивилизации, хеттское царство гибнет. В конце XIII века Хаттуса разрушена, Хеттская империя прекращает своё существование. Правда, ещё долго существовали многочисленные позднехеттские царства — мелкие государства, царьки которых носили громкие имена великих хеттских царей древности.

IV. Языки Богазкёйского архива.

NB: В отличие от «реликтовых» языков, о которых я говорил на прошлой лекции, раннеанатолийские языки представлены значительным числом памятников самого разнообразного содержания [ну представьте себе царский архив]: и официальные тексты, и религиозные, и художественные.

В 1919 году швейцарец Э. Фаррер сделал сообщение , что в клинописных текстах из Богазкёя можно выделить 6 разных языков. Естественно, это не значит, что на всех этих языках разговаривали в пределах хеттской империи; некоторые из них были уже мёртвыми.

1. Хеттский

2 официальных языка хеттского государства, использовались в государственных

2. Аккадский

делах

3. Лувийский

 

4. Палайский

живые языки разных частей империи

5. Хаттский

 

6. Хурритский

 

Памятники встречаются многоязычные — тогда при переходе на другой язык ставится наречие, например: hattili — по-хаттски.

Сначала скажу про те языки, которые не индоевропейские.

     Аккадский (ассиро-вавилонский) — относится к семитским языкам. Использовался в качестве международного языка.

     Хаттский (hattili) — уже мёртвый ко времени хеттского царства язык. У хеттов был обычай, включая в свой пантеон тех или иных божеств, обращаться к ним на их «родном» языке. Хетты унаследовали хаттскую культуру, и при обращении к хаттским богам они говорили по-хаттски. Хаттские тексты отчасти понятны только тогда, когда снабжены хеттским переводом. По последним исследованиям Вяч. Вс. Иванова, хаттский язык родствен западно-кавказским языкам (абхазо-адыгским).

     Хурритский язык был широко распространён в Митанни и на юго-востоке Хеттского царства [показать на карте]. Единственный близкородственный язык — урартский. Есть гипотеза, что они родственны нахско-дагестанским языкам (восточно-кавказским).

Индоевропейские языки Богазкёя.

     Хеттский (= хеттский клинописный, несийский). Строго говоря, название «хеттский» неправильно; сами хетты называли этот язык несийским (niš[c]ili, nešumnili) — от названия города Неса. Однако название «хеттский» прижилось. Древнейший памятник, как я уже говорил, — надпись царя Анитты (18 век).

Памятники уже с эпохи Древнего царства, но большая часть памятников относится к Новому царству. Древние памятники тоже дошли преимущественно в позднейших копиях.

Некоторые памятники (из наиболее интересных)

       «Песнь об Улликумми»;

       другой миф — о борьбе за власть между богами различных поколений, имеющий разительные сходства с «Теогонией» Гесиода (Уран Алалу-Ану-Кумарби (= Крон) — бог Грозы). Мифы эти имеют хурритское происхождение;

       анналы царя Сиппилулиумы, анналы его сына Мурсили II.

Есть версия, что в эпоху Нового царства хеттский язык был уже только литературным, а разговорным были лувийский и палайский. Но: автобиография царя Хаттусили III (1289—1260 года) имеет много разговорных черт по стилю и, видимо, по языку.

     Лувийский язык (= лувийский клинописный). С ним мы встречаемся в новохеттский период (14—13 века). В основном — это лувийские вкрапления в хеттские тексты:

luwili — далее по-лувийски.

Был распространён на юге и юго-западе страны [показать]. Имел несколько диалектов.

Из одного из диалектов происходит «лувийский иероглифический», из другого — ликийский язык позднеанатолийской эпохи.

Сразу скажу о лувийском иероглифическом языке (ранее его называли хеттским иероглифическим). В Богазкёйском архиве не представлен (потому что иероглифами в то время писали на дереве — менее долговечный материал, чем глина). Сохранились различные надписи. Основная масса памятников относится к периоду после падения хеттского царства, то есть к позднехеттским государствам: 10—8 века до н. э. Основные места находок — Северная Сирия. Тексты ритуального и исторического характера, строительные, посвятительные и некоторые другие надписи.

Иероглифическая письменность особая, не используемая больше ни для какого другого языка: в отдельных чертах близка египетской иероглифике.

     Палайский язык (palaumnili) — язык области Пала [показать]. Вероятно, был распространён в эпоху Древнего царства; ко времени Нового царства уже мёртвый. Сохраняется только как язык культа бога Цапарвы — палайского божества, заимствованного хеттами.

Тексты скудны. Из клинописных текстов известно около 200 слов, сохранившихся полностью, и ещё около 100 повреждённых слов, что затрудняет их интерпретацию.

Много заимствований из хеттского.

V. Позднеанатолийские языки.

Языки — смотри схему в начале лекции.

Источники: как для всех реликтовых языков античного периода: надписи, ономастика, глоссы.

География распространения [смотри карту]: лидийцы, карийцы — запад Малой Азии; ликийцы и другие позднелувийские народы — юго-запад и юг Малой Азии.

Надписи на этих языках выполнены буквенным письмом, восходящим к древнему семитскому письму, но испытавшим греческое влияние.

VI. Фонетика и графика анатолийских языков.

Трём периодам, на которые можно разделить анатолийские языки, соответствуют 3 системы письменности:

древние анатолийские языки — клинопись;

лувийские языки — иероглифика;

позднеанатолийские языки — буквенное письмо.

Хеттская клинопись была родственна староаккадской, она была не очень приспособлена для анатолийской фонетики. Отсюда — сложные орфографические правила.

Значки, употреблявшиеся в клинописи:

фонетические слоговые знаки;

идеограммы (шумерограммы), обычно обозначавшие хеттские корни слов с тождественным шумерскому значением. Во многих случаях чтение таких шумерограмм остаётся загадочным;

детерминативы, которые не произносились, а просто обозначали отнесение слов к тому или иному грамматическому классу.

Например: (древнехеттский) nepišaš DUTU-i ‘небесному богу солнца. D — детерминатив; U — шумерограмма.

nepisas — G sg. от слова небо (сравни старославянское NЕБЕСЕ). Слитное написание таких слов тоже — условность для удобства чтения. (Но всё равно это транслитерация, а не транскрипция.) Знак š обозначает звук [s], z — [ts].

Например:         ak-ka-an-te-eš в слитном написании — akkanteš;

                           ku-en-zi — kuenzi.

Глухие и звонкие смычные в древнеанатолийских языках не различались, то есть, например, графемы pa и ba одинаково читаются [pa], tu и du — [tu].

Поскольку мы имеем дело только с текстами, мы не можем восстановить звучание той или иной фонемы — мы можем только фонологически интерпретировать её место в системе.

В хеттском, палайском, лувийском (клинописном) подсистема смычных состоит из 6 согласных:

индоевропейские I, II серии

индоевропейские III серия

p

pp

t

tt

k

kk

напряжённость

ненапряжённость

Что обозначает одиночное и удвоенное написание? (напряжённость — ненапряжённость, а может быть звонкость — глухость?).

По крайней мере, в позднеанатолийских языках это противопоставление заменяется оппозицией звонкие — глухие.

Например, ликийский epñ (при лувийском appan) ‘после, ebe (лувийский apa) ‘тот. ñ — так условно передаётся ликийская буква, обозначавшая, видимо, слоговое n.

Что касается гласных:

индоевропейские

совпали в

*a

*o

то есть в древнеанатолийских языках 4 гласных

 

æ

å

i

u

*a

e

a

(О наличии противопоставления по долготе/краткости ничего не известно.)

Затем общеанатолийское *е в лувийском и палайском тоже совпали с а; в хеттском на позднем этапе письменной истории е ® i. В позднеанатолийских языках появляются носовые гласные: лидийские ã, е; ликийские ã, е, ĩ, ũ.

VI. Некоторые архаичные черты, сохранившиеся в анатолийских языках.

1.Ларингалы: индоевропейский *H ® h [x?]. Ларингал, утраченный другими индоевропейскими языками, сохранился почти во всех анатолийских языках.

e. g.: греческий pur огонь — хеттский pahhur, лувийский pahur.

2.   2 грамматических рода: общий (мужской + женский) и средний.

3.   В анатолийских языках представлены 2 типа спряжения: (сравни греческий на -w и -mi)    на -mi и на hi (хеттский) ¬ *-Ha (i).

4. Причастие на -nt — не дифференцировано по залогу, оно могло быть и активным, и пассивным.

5. Анатолийский глагол не имеет развёрнутой видовременной структуры и большого набора грамматических значений (в полную противоположность индоиранскому глаголу).

Времени — 2 (настоящее и прошедшее).

Наклонения — 2 (изъявительное и повелительное).

Что касается лексики, то, несмотря на сохранение немалого количества индоевропейских корней, есть также многие заимствования из хурритского, из хаттского.

Имена родства в ранних анатолийских языках не восходят к индоевропейским, а представляют собой звукоподражательные слова детского языка.

e. g.: отец (хаттский pater) — хеттский atta, палайский papa, лувийский tati, иероглифический лувийский tati.

Внутри индоевропейских языков хеттский и другие анатолийские языки обнаруживают особо тесные лексические связи с тохарскими языками, италийскими и кельтскими:

хеттский itar — хождение, путь, латинский iter ‘путь.

 

ТОХАРСКИЕ ЯЗЫКИ

 

Самая восточная индоевропейская речь.

Область распространения: «страна без имени» (по Л. Н. Гумилёву) — долина реки Тарим («Восточный Туркестан» или «Синьцзян» — современный северо-западный Китай). Эти языки мёртвые. Памятники (найдены) — 5—8 века н. э.

История открытия тохарских языков.

В конце 19 — начале 20 веков в Синьцзяне были найдены несколько текстов письмом брахми на неизвестном языке.

     первый текст обнаружен в городе Кашгар русским консулом Петровским (конец 19 века), опубликован Сер. Фед. Ольденбург.

     потом подобные тексты нашли экспедиции (1904)

немцы — в городе Кучá,

французы — в городе Турфан.

Тогда же началось исследование.

В 1908 году Эмиль Зиг (1866—1951) и Вильгельм Зиглинг (1880—1946) напечатали сообщение, в котором показали, что тохарские языки представляют собой особую группу индоевропейских языков.

[В 1921 они же издали сборник тохарских А текстов, 1931 — описательную грамматику тохарского А языка; в 1949 и 1953 были изданы подготовленные ими же тексты на тохарском Б, а грамматика — их последователями в последующие годы. Сравнительная грамматика — в 1988 году, Адамс.

В России тохарские языки, как и анатолийские, исследовал Вяч. Вс. Иванов.]

Тохарские языки

 

Тохарский А

 

Тохарский Б

(восточно-тохарский, агнеанский, или карашарский)

ß по именам оазисов à

(западно-тохарский, кучанский)

 

Hosted by uCoz