Лекция 14

 

РЕЛИКТОВЫЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ ЕВРОПЫ

 

План

I. Общие сведения о реликтовых индоевропейских языках:

1.   Понятие реликтовых языков.

2.   Источники (наших знаний о реликтовых языках).

3.   Ареалы распространения реликтовых индоевропейских языков Европы.

II.  Палеобалканские языки:

1.   Фракийский.

2.   Фригийский.

3.   Иллирийский.

4.   Древнемакедонский.

5.   Ономастические языки.

III. Языки Аппенинского ареала.

IV. Языки Пиренейского ареала.

 

РЕЛИКТОВЫЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ ЕВРОПЫ

 

(Расскажу про них, потом про тохарские, потом про анатолийские, как самые важные.)

I. Общие сведения.

1. Понятие реликтовых языков.

До сих пор мы говорили о крупных группах индоевропейских языков, представленных какими-либо живыми языками. Древние же литературные языки этих групп представлены значительными литературными памятниками, так что мы можем составить о них отчётливое представление. (Таковы санскрит, авестийский, древнегреческий, латинский, готский, старославянский, древнеирландский etc.)

Однако в древности существовали и многие другие индоевропейские языки и группы языков, от которых не дошло литературных памятников. Может быть, они просто до нас не дошли, но чаще просто литературная традиция на том или ином языке никогда и не существовала. И всё же мы знаем о тех или иных языках по некоторым источникам, хоть и крайне скудным. О многих других индоевропейских языках, которые были когда-то, мы ведь не знаем вообще ничего.

2. Источники сведений и реликтовых индоевропейских языках.

1) Археологические находки — надписи на самих этих языках:

V   эпиграфические памятники — на различных монументах: чаще всего на надгробиях, также на памятниках культового характера, межевых камнях etc.;

V   граффúти — на монетах и предметах бытовой материальной культуры (различная утварь, посуда etc.).

Надписи могут быть только в том случае, если на языке существовала письменность.

2) Глоссы у античных авторов и позднейших комментаторов их произведений, а также у лексикографов и грамматиков. Когда какие-либо изолированные слова из «варварских» языков приводятся с указанием языка.

Самый обширный и ценный из лексикографических источников — «Лексикон Гесихия Александрийского». В отличие от большинства древнегреческих лексикографов, Гесихий включает в свой словарь материал различных греческих диалектов, в том числе и литературно не обработанных (как, например, аркадо-кипрский). Поэтому к нему попадают и слова многих других языков, не имевших собственной письменной традиции.

3) Ономастика.

Лексика, известная из реликтовых языков, подразделяется на

ономастическую

и аппелятивную

¯

¯

имена собственные

остальной лексический состав языка

Имена собственные — это прежде всего: антропонимы, теонимы, топонимы и др.

Некоторые языки известны только по ономастической лексике («ономастические языки»).

4) Различные заимствования в известных языках. (Этот слой лексики в высшей степени гипотетичен.)

Например: Лексика, не имеющая индоевропейской этимологии в греческом языке, но имеющая её при иных фонетических соответствиях, объясняется следующим образом: она интерпретируется как заимствование из догреческого языка, который тоже был индоевропейским. Так был открыт пеласгский язык.

Иногда (как в случае с пеласгским языком) заимствования — единственный источник наших знаний о языке.

Из разных источников можно получить различные сведения: только из надписей можно взять информацию о грамматике языка (хоть и крайне фрагментарную), потому что в остальных случаях — только лексика; только в глоссах есть сведения о названии языка — в остальных случаях это гипотетично (не даётся прямая идентификация, что это за текст).

Количество материала о разных реликтовых языках может существенно отличаться. Например, на мессапском известно аж 350 надписей, а на фракийском — только 10. На многих языках не известно ни одной надписи.

Каждый из реликтовых языков требует специального исследования, составления словаря. Далеко не для всех языков эта работа проведена. Полное и адекватное, насколько это возможно, описание данных каждого из этих языков, является, как отмечает крупнейший исследователь этих языков в России Вл. Петрович Нерознак (р. 1939), одной из самых актуальных задач современного языкознания. Это позволит продвинуть исследования и в области компаративистики.

T     Вл. Петрович Нерóзнак. Палеобалканские языки. М., 1978.

3. Ареалы распространения реликтовых индоевропейских языков Европы.

Нерознак распределяет известные ему реликтовые индоевропейские языки по 3 ареалам: палеобалканский, аппенинский и пиренейский.

Распределение языков по ареалам — чисто географическое, а не генеалогическое. Если палеобалканские языки ещё объединяются иногда в одну группу (хотя чаще говорят об «общности»), то языки древних ареалов вообще мало связаны между собой. Некоторые реликтовые языки включаются в какие-либо группы (италийскую, кельтскую), другие же занимают обособленное положение в генеалогической классификации индоевропейских языков. Такие языки Нерóзнак называет «малыми».

То есть «малые» языки — это какие? а) стоящие изолированно и одновременно; б) представленные очень скудным языковым материалом.

Палеобалканские языки

1. Фракийский (фрако-дакийский) язык. В его состав включают также и мизийский язык (на котором одна надпись). Составляет особую группу индоевропейских языков.

Фракийцы (qrakeV, Thraces) — один из народов, поселившихся на Балканах с самых древних времён. Античным историкам фракийцы представлялись довольно многочисленным этносом. Геродот писал: «народ фракийцы после индийцев — самый многочисленный на земле».

Фракийские племена были очень многочисленны — среди них дакийцы и мизийцы (поэтому иногда говорят о дакийском языке и мизийском языке).

В тысячелетии до н. э. фракийцы занимали обширную территорию: весь северо-восток Балкан — по меньшей мере, современную Болгарию, а также Румынию (как она называлась? — Дакия — дакский язык).

Источники:

V   около 10 надписей (+1 мизийская) — 6—3 века до н. э.;

V   дакийские названия растений из списка позднеантичного врача Диоскорида (3—4 века) — около 40 названий растений;

V   ещё около 30 глосс;

V   очень богатый ономастический материал (около 1500 имён собственных);

V   субстратные слова в лексике современных балканских языков.

Самое крупное фракийское племя — бессы. Они сохранили язык до 6 века н. э. Об этом свидетельствует упоминание о монастыре бессов. На Иордане была часовня, специально построенная для служащих на языке бессов.

Также есть сообщения о нескольких монахинях на Синае.

К фракийской группе некоторые также относят пеласгский (язык догреческого населения Греции). До прихода эллинов в Грецию там были пеласги (Эллада называлась Пеласгия). Пеласги — предположительно фракийское население.

2. Фригийский язык.

Составляет особую группу индоевропейских языков.

Фригийцы (jrugeV или brugeV) жили в Малой Азии, пришли туда в конце II — начале тысячелетия до н. э. (до них — анатолийские племена, о которых будем говорить в следующий раз).

Фригийцы обладали своей оригинальной, достаточно развитой культурой. У них была хорошо развита архитектура; знаменитыми были фригийские ковры; ещё фригийцы считаются изобретателями нескольких музыкальных инструментов — в частности — флейты.

Фригийский язык близок, с одной стороны (с западной), греческому и фракийскому, а с другой — [кто жил с востока? — протоармяне] армянскому.

Периодизация памятников фригийского языка:

1) старофригийские надписи — 8—3 века до н. э. В настоящее время — свыше 200 надписей; находят всё новые. Это:

а) Надписи на камне: на надгробиях, но преимущественно на культовых памятниках (памятниках религиозного характера) — так называемые скальные фасады и троны божеств.

Я говорил, что у фригийцев была развита архитектура. «Скальные фасады» — это очень своеобразные памятники фригийской архитектуры. Наиболее известен из них так называемый «памятник царя Мидаса». [Помните такого персонажа?] Скальный фасад был, как правило, обращён к востоку, в сторону восходящего солнца. Скальные фасады — памятники религиозного характера: они представляют собой отображения храмов, фасадов. Их важнейшим компонентом была дверная ниша, в которой стояла малоазийская «великая богиня» — Кибела.

б) Граффити на различного рода керамике. Алфавит надписей — особый, близкий архаичному греческому. Некоторые учёные даже отдают фригийцам пальму первенства в изобретении буквенного алфавита (то есть они — раньше греков).

2) Новофригийские надписи — 2—3 века н. э. (то есть времён Римской империи). Свыше 100 надписей. Написаны греческим письмом. Большей частью это надгробные тексты, которые составлены по-гречески, и только одна часть всегда выписывалась по-фригийски, а именно: сакральные формулы проклятия тому, кто нарушает покой мёртвых.

Эти формулы стандартные, но с вариантами (есть около 20 вариантов). Поэтому они, в отличие от других надписей, очень хорошо поддаются интерпретации. Некоторые учёные выделяют старофригийский, и новофригийский языки, другие считают, что это — разные периоды в истории одного языка.

3. Иллирийский язык (или иллирийская группа).

Представлен двумя разновидностями: это

а) собственно иллирийский (балкано-иллирийский) — распространён на северо-западе Балканского полуострова (Албания и бывшая Югославия)

и б) мессапский (юго-восточная Италия).

Иллирийский язык обнаруживает общие черты с другими палеобалканскими языками; с другой стороны, прослеживаются его связи с северными индоевропейскими языками (балтийскими, славянскими, германскими).

Балкано-иллирийский язык: сведения о нём встречаются у античных авторов с 7 века до н. э. по 4 век н. э. (потом — вытеснен латинским языком). В надписях не представлен: известен только по глоссам и ономастической лексике (которая довольно многочисленна).

Мессапский язык: юго-восточная Италия. Найдено около 350 надписей, а также есть несколько глосс. Надписи 6 век до н. э. — 1 век н. э. И лингвистический, и археологический материал показывает, что у мессапов и балканских иллирийцев была единая культура. Мессапы были переселенцами с восточного побережья Адриатики на западное. У них была самостоятельная древняя культура. Мессапы упорно отстаивали свою независимость в борьбе с греческими колониями. Одна фонетическая особенность иллирийского языка:

 


*ă

поэтому окончание N sg. m

*os (греческий oV, латинский os ® us)

æ

å

 

¯

ă

 

-as

(как? где? в балтийских и германских)

 

Таким образом, единственная огубленная гласная фонема — u; фонологическое различие между о и u отсутствует (в мессапских надписях вообще нет знака u). К иллирийскому, вероятно, восходит албанский язык (по другой версии — к фракийскому).

4. Древнемакедонский язык.

Язык древних македонцев. Надписей нет, известен только по глоссам; преимущественно это — ономастика (около 150 слов). Материала очень мало, определить место древнемакедонского языка среди других индоевропейских языков затруднительно. Некоторые считают его диалектом греческого языка, но большая часть исследователей выделяют его особо.

Во всех 4-х палеобалканских языках 2-я серия смычных («звонкие придыхательные» по традиционной интерпретации, «звонкие» по глоттальной теории) отражается как простые звонкие: *b[h], *d[h], *g[h] ® b d g,

а в греческом ® ph, th, kh.

5. «Ономастические языки» — известные только по ономастике (незначительной): дарданский, пеонийский, мигдонский. Ономастические языки могут оказаться диалектами того или иного из известных палеобалканских языков, если будут добыты более убедительные и достоверные лингвистические факты.

III. Языки Аппенинского ареала. В отличие от палеобалканских языков, не составляют единой общности. Сюда Нерознак относит следующие языки (предлагаю записать в столбик):

фалискский ® латинско-фалискская группа

 

сúкульский ä

италийские языки

авсонский ® ? группа

 

южно-пиценский

— предположительно италийский

венетский — особая группа

 

лепонтийский ® кельтская

 

лигурийский — ? (у меня нет информации о нём, нигде нет)

Венетский язык.

Венеты жили на северо-востоке Италии, между северным побережьем Адриатического моря и Альпами (отсюда — Венеция).

Древняя столица — Атесте (современное название Эсте), позднее — Падуя (современная Padova).

Наивысший расцвет Атестинской культуры приходится на V—IV века до н. э. это период культурных связей с этрусками. Потом (с начала III века до н. э.) венеты оказываются в сфере Римского влияния. Венетский язык засвидетельствован в надписях (надписи 6—1 веков до н. э.) (свыше 250), также имеются отдельные имена собственные и единичные глоссы. Большая часть надписей выполнена местным письмом, основанным на этрусском алфавите (как и другие италийские алфавиты). Венетский язык выделяется в особую группу индоевропейских языков, он связан несколькими изоглоссами с италийскими, кельтскими, германскими и иллирийскими языками.

IV. Языки Пиренейского ареала, то есть языки Пиренейского полуострова (дороманские). Большая часть полуострова (весь юг, юго-восток) занимали племена иберов — неиндоевропейцы.

Индоевропейские языки этого ареала:

V   кельтиберский ® кельтская группа

V   и «лузитанский» (название условно).

Кельтиберы — это кельты, пришедшие туда в 7—6 веках до н. э. [центральная часть полуострова]. Кельтиберский язык очень архаичный.

«лузитанский» — условное название докельтского индоевропейского языка этой территории. Судя по фактам, некельтских индоевропейских языка на Пиренейском полуострове два. Иногда «лузитанским» называют один из них, иногда — оба (разные учёные по-разному).

Hosted by uCoz