Меня зовут…
Наш курс называется СИГИЕЯ
2 семестра: в 1 —
зачёт; во 2 — экзамен.
Во 2 семестре — реферат
или коллоквиум.
Посещаемость: на каждой лекции —
листочек, записывайте ФИО полностью и № группы; только своим почерком;
почерк соседа = пропуск. Ходите на лекции, иначе не сдадите экзамен (учебников
нет).
Материал сложный, по чужим
лекциям вряд ли разберётесь.
В конце: викторина на знание
индоевропейских языков.
изучает: |
грамматику |
лексику |
|
[будем] |
[не будем]. |
Ещё: у нас предмет
называется СИГИЕЯ, то есть СИГ не всех языков, а только индоевропейских.
Ещё существует термин
«индоевропеистика».
Индоевропеистика — раздел СИГ,
изучающий индоевропейские языки, прежде всего под углом зрения их происхождения
из единого источника.
2 понимания: индоевропеистика
1) совокупность дисциплин, изучающих конкретную группу индоевропейских языков
или отдельный язык. (Таким образом, составные части индоевропеистики —
это, например, индоиранистика, германистика, кельтология, славистика,
хеттология etc.);
2) в индоевропеистике во
втором понимании речь идёт об индоевропейских языках как целом, закономерно
связанном в своих частях и предполагающем язык-источник.
Это второе понимание
непосредственно связано со СИГИЕЯ. Это и есть собственно индоевропеистика; но
индоевропеистика2 не возможна без индоевропеистики1. Как
мы будем сравнивать языки, если мы не знаем сами эти языки?
Поэтому в течение наших двух
семестров мы сначала ознакомимся (хотя бы первично) с различными
индоевропейскими языками и группами; а потом уже — индоевропеистика2.
Тогда — будем во многом
опираться на учебник:
О. Семереньи. Введение в сравнительное
языкознание. М., 1980.
<Вот,
собственно, и вся литература; больше — по ходу лекций.>
Итак, наш план действий:
1.
Краткая
история индоевропейского языкознания.
2.
Отдельные
группы индоевропейских языков.
3.
Фонетика
индоевропейского праязыка (фонологическая система).
4.
Морфонология.
5.
Морфология.
(из ЛЭСа и др.)
Сравнительно-историческое
языкознание (= компаративистика) — область языкознания, объектом которой
являются родственные (см. «родство»), но не генетически связанные языки.
Предмет. Конкретно в СИЯ речь идёт об установлении
соотношения между языками и описании их эволюции во времени и пространстве; СИЯ
пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим
методом.
Наиболее общая форма
исследований — сравнительно-исторические грамматики (включающие в себя
прежде всего фонетику) и этимологические словари (лексика).
Сравнительно-исторический
метод —
совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых
семей и групп, а также отдельных языков, используемая в
сравнительно-историческом языкознании для установления исторических
закономерностей развития отдельных языков.
Сравнительно-исторический
метод — важнейший инструмент познания истории языков.
Родство языковое — общее свойство двух
или нескольких языков, заключающееся в том, что их исконные минимально значимые
элементы (корневые морфемы и аффиксы) находятся в строго определённых
соответствиях, отражающих регулярный характер звуковых преобразований [фонетические
законы] материального фонда, восходящего к общему источнику — праязыку.
Группа родственных языков
составляет семью.
NB: объём понятия семьи в терминологической практике
изменчив (это наиболее общий термин): например,
славянские языки — |
1) группа; |
|
2)
семья |
|
|
|
|
индоевропейские
языки — |
семья |
— |
семья
(бóльшая) |
Термины «группа»,
«ветвь» — могут быть как синонимы или иерархически подчинены.
Для семей труднообозримых и
далеко расходящихся языков (например, индейских) применяются также термины
«макросемья» и «филия» — иногда как синонимы, иногда как иерархически подчинённые
термины.
Праязык (язык-основа) — язык,
из диалектов которого произошла группа родственных языков, иначе называемая семьёй.
важно: Праязык — для нескольких языков, а не одного.
Почему? <так как праязык надо реконструировать.>
С точки зрения формального
аппарата
сравнительно-исторического языкознания каждая единица праязыка (фонема,
морфема, словоформа, сочетание слов или синтаксическая конструкция) задаётся
соответствием между генетически тождественными элементами отдельных языков,
происходящих из данного праязыка.
e. g.: Имеется
соответствие древнеиндийского bh (bhrătă), древнегреческого ph (ф), латинского f (в начальной позиции),
славянского b, германского b
etc. [Этот ряд
соответствий задаёт индоевропейскую фонему, условно обозначаемую через *bh (традиционно) или *b[h] (в глоттальной теории).]
[Мы
имеем основания утверждать, что это — фонема (как единица языка),
но мы не знаем фонетических качеств данного звука. (разные возможные
интерпретации).
Реконструируется не
фонетический облик, не звучание, а системные оппозиции (фонема как пучок
дифференциальных признаков), но и это уже в той или иной мере гипотетично.
Достоверно только наличие ряда соответствий.]
Поэтому в концепции,
созданной Ф. де Соссюром и развитой А. Мейе, каждая фонема (как
и другие единицы) может считаться сокращённой записью строки в таблице
соответствий между фонемами (или другими единицами) праязыка и заменяется
порядковым номером строки в такой таблице (матрице). Праязык — это
модель.
Что представляет собой
праязык (с содержательной стороны)?
Он рассматривается как язык,
а) соответствующий универсальным типологическим закономерностям,
выведенным на основании других известных языков, и б) существовавший в реальном
пространстве и историческом времени в соответствии с определённым социумом.
Комментарии: а) универсальность
закономерностей — очень важный момент, об этом впервые заявили
младограмматики. Ещё будем говорить об этом.
б) «других известных
языков» — не обязательно живых или письменно засвидетельствованных, но
также и на основании других праязыков.
Схема1 праязык
праязык праязык
t язык язык язык язык язык язык
в) Предполагается временная и
пространственная локализация и этническая дифференциация, то есть язык должен
был реально существовать.
Для проверки реальности
такого подхода к праязыку особенно важны случаи, когда к одному и тому же
праязыку удаётся приблизиться (обратите внимание: мы
говорим только о приближении, а не о точном восстановлении) как с
помощью реконструкции на основании системы соответствий между возникшими из
него языками, так и по письменным источникам.
e. g.: романские языки.
Их праязык (романский праязык) — народная латынь.
Схема2:
романские языки |
«ã» — язык происходит от
диалекта соответствующего праязыка. «возводится к диалекту… праязыка». (не сказать: к праязыку.) |
||||
|
|
|
|
|
|
народная
латынь (романский праязык) |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
италийский праязык |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
индоевропейский праязык |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
можно ещё дальше: ностратический праязык (праязык
ностратической макросемьи) |
||||
Существует мнение, что все
языки мира восходят к единому праязыку — теория моногенеза.
Получается «дерево», но не
всё так просто.
Реально этот процесс
осложняется процессами ареального взаимодействия, смешения и креолизации
родственных диалектов и языков. (Так что в принципе праязык в любой стадии
может восходить не к диалекту более древнего праязыка, а одновременно
нескольких разных праязыков.)
Реконструкция — в
сравнительно-историческом языкознании комплекс приёмов и процедур воссоздания
незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путём исторического
сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
?[NB: здесь другой автор словарной статьи (немного
другая терминология).]
Реконструкция бывает:
внешняя |
внутренняя |
на материале сравнения разных языков. |
по фактам самого языка. Обычно — в случае,
когда невозможно установить генетической связи того или иного языка
(например: баскский язык); она проводится на основании анализа синхронного
состояния языка и опирается на «остаточные» формы, обособленные ряды, малые
парадигмы и аномалии внутри языка. |
Реконструкция проводится на
различных уровнях: реконструкция фонологическая, морфологическая,
синтаксическая, лексическая.
Не может быть реконструкции
более верхнего уровня праязыка без реконструкции предыдущего. Поэтому самый
разработанный уровень какой? фонетический.
Раньше реконструкция
праязыка была по преимуществу статической; теперь на смену ей пришла
реконструкция динамическая. То есть такая, которая
оперирует не одним, а несколькими хронологическими срезами.
e. g.:
раннеиндоевропейский (позднеиндоевропейские);
общегерманский — прагерманский — протогерманский etc.
Это последнее слово в науке. |
РДРП-ка —
разноуровневая динамическая реконструкция.
Что это значит?
Раньше (в 19 — начале
20 века) индоевропейский праязык представлялся большой статической
системой, в которой нагромождалось всё что можно.
(Помните, может быть? Гласные фонемы: ă, ā,
ĕ, ē, ŏ, ō, ĭ, ī, ŭ, ū, l, l, ř, r, ň, n, m, m;
согласные.)
То есть было такое представление: в индоевропейском такая картинка, а из неё потом получилось вот что.
Потом поняли, что такое
представление наивно.
Что значит ДРП? Исходный
праязык мыслится как живая эволюционирующая система, существовавшая в пространстве
и времени. Праязык был так же изменчив, как наш с вами язык сейчас.
Динамическая реконструкция оперирует не одним, а несколькими хронологическими
срезами (в отличие от «линейно-одномерного» описания, представленного в трудах
младограмматиков).
Современная компаративистика, во многом преодолев
статическое представление о праязыковой структуре, исходит из принципа
возможной временнóй
иерархичности исследуемых явлений, а также их возможной ареальной дистрибуции.
Это позволяет избегать объединения в одной праязыковой модели синхронно
несовместимых и ареально гетерогенных образований.
© DM & VG, 2001-2002