Лекция 1

Меня зовут…

Наш курс называется СИГИЕЯ

2 семестра: в 1 — зачёт; во 2 — экзамен.

Во 2 семестре — реферат или коллоквиум.

Посещаемость: на каждой лекции — листочек, записывайте ФИО полностью и № группы; только своим почерком; почерк соседа = пропуск. Ходите на лекции, иначе не сдадите экзамен (учебников нет).

Материал сложный, по чужим лекциям вряд ли разберётесь.

В конце: викторина на знание индоевропейских языков.

 

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

 

изучает:

грамматику

лексику

 

[будем]

[не будем].

Ещё: у нас предмет называется СИГИЕЯ, то есть СИГ не всех языков, а только индоевропейских.

Ещё существует термин «индоевропеистика».

Индоевропеистика — раздел СИГ, изучающий индоевропейские языки, прежде всего под углом зрения их происхождения из единого источника.

2 понимания: индоевропеистика 1) совокупность дисциплин, изучающих конкретную группу индоевропейских языков или отдельный язык. (Таким образом, составные части индоевропеистики — это, например, индоиранистика, германистика, кельтология, славистика, хеттология etc.);

2) в индоевропеистике во втором понимании речь идёт об индоевропейских языках как целом, закономерно связанном в своих частях и предполагающем язык-источник.

Это второе понимание непосредственно связано со СИГИЕЯ. Это и есть собственно индоевропеистика; но индоевропеистика2 не возможна без индоевропеистики1. Как мы будем сравнивать языки, если мы не знаем сами эти языки?

Поэтому в течение наших двух семестров мы сначала ознакомимся (хотя бы первично) с различными индоевропейскими языками и группами; а потом уже — индоевропеистика2.

Тогда — будем во многом опираться на учебник:

О. Семереньи. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.

<Вот, собственно, и вся литература; больше — по ходу лекций.>

Итак, наш план действий:

1.   Краткая история индоевропейского языкознания.

2.   Отдельные группы индоевропейских языков.

3.   Фонетика индоевропейского праязыка (фонологическая система).

4.   Морфонология.

5.   Морфология.

(из ЛЭСа и др.)

Сравнительно-историческое языкознание (= компаративистика) — область языкознания, объектом которой являются родственные (см. «родство»), но не генетически связанные языки.

Предмет. Конкретно в СИЯ речь идёт об установлении соотношения между языками и описании их эволюции во времени и пространстве; СИЯ пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим методом.

Наиболее общая форма исследований — сравнительно-исторические грамматики (включающие в себя прежде всего фонетику) и этимологические словари (лексика).

Сравнительно-исторический метод — совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для установления исторических закономерностей развития отдельных языков.

Сравнительно-исторический метод — важнейший инструмент познания истории языков.

Родство языковое — общее свойство двух или нескольких языков, заключающееся в том, что их исконные минимально значимые элементы (корневые морфемы и аффиксы) находятся в строго определённых соответствиях, отражающих регулярный характер звуковых преобразований [фонетические законы] материального фонда, восходящего к общему источнику — праязыку.

Группа родственных языков составляет семью.

NB: объём понятия семьи в терминологической практике изменчив (это наиболее общий термин): например,

славянские языки —

1) группа;

 

2) семья

 

 

 

 

индоевропейские языки —

семья

семья (бóльшая)

Термины «группа», «ветвь» — могут быть как синонимы или иерархически подчинены.

Для семей труднообозримых и далеко расходящихся языков (например, индейских) применяются также термины «макросемья» и «филия» — иногда как синонимы, иногда как иерархически подчинённые термины.

Праязык (язык-основа) — язык, из диалектов которого произошла группа родственных языков, иначе называемая семьёй.

важно: Праязык — для нескольких языков, а не одного.

Почему? <так как праязык надо реконструировать.>

С точки зрения формального аппарата сравнительно-исторического языкознания каждая единица праязыка (фонема, морфема, словоформа, сочетание слов или синтаксическая конструкция) задаётся соответствием между генетически тождественными элементами отдельных языков, происходящих из данного праязыка.

e. g.: Имеется соответствие древнеиндийского bh (bhrătă), древнегреческого ph (ф), латинского f (в начальной позиции), славянского b, германского b etc. [Этот ряд соответствий задаёт индоевропейскую фонему, условно обозначаемую через *bh (традиционно) или *b[h] (в глоттальной теории).]

[Мы имеем основания утверждать, что это — фонема (как единица языка), но мы не знаем фонетических качеств данного звука. (разные возможные интерпретации).

Реконструируется не фонетический облик, не звучание, а системные оппозиции (фонема как пучок дифференциальных признаков), но и это уже в той или иной мере гипотетично. Достоверно только наличие ряда соответствий.]

Поэтому в концепции, созданной Ф. де Соссюром и развитой А. Мейе, каждая фонема (как и другие единицы) может считаться сокращённой записью строки в таблице соответствий между фонемами (или другими единицами) праязыка и заменяется порядковым номером строки в такой таблице (матрице). Праязык — это модель.

Что представляет собой праязык (с содержательной стороны)?

Он рассматривается как язык, а) соответствующий универсальным типологическим закономерностям, выведенным на основании других известных языков, и б) существовавший в реальном пространстве и историческом времени в соответствии с определённым социумом.

Комментарии: а) универсальность закономерностей — очень важный момент, об этом впервые заявили младограмматики. Ещё будем говорить об этом.

б) «других известных языков» — не обязательно живых или письменно засвидетельствованных, но также и на основании других праязыков.

Схема1                                       праязык

 


праязык             праязык

 

               t           язык    язык   язык   язык    язык    язык

в) Предполагается временная и пространственная локализация и этническая дифференциация, то есть язык должен был реально существовать.

Для проверки реальности такого подхода к праязыку особенно важны случаи, когда к одному и тому же праязыку удаётся приблизиться (обратите внимание: мы говорим только о приближении, а не о точном восстановлении) как с помощью реконструкции на основании системы соответствий между возникшими из него языками, так и по письменным источникам.

e. g.: романские языки. Их праязык (романский праязык) — народная латынь.

Схема2:

романские языки

«ã» — язык происходит от диалекта соответствующего праязыка. «возводится к диалекту… праязыка». (не сказать: к праязыку.)

 

 

 

 

народная латынь (романский праязык)

 

 

 

 

 

 

 

 

италийский праязык

 

 

 

 

 

 

 

 

индоевропейский праязык

 

 

 

 

 

 

 

можно ещё дальше: ностратический праязык (праязык ностратической макросемьи)

Существует мнение, что все языки мира восходят к единому праязыку — теория моногенеза.

Получается «дерево», но не всё так просто.

Реально этот процесс осложняется процессами ареального взаимодействия, смешения и креолизации родственных диалектов и языков. (Так что в принципе праязык в любой стадии может восходить не к диалекту более древнего праязыка, а одновременно нескольких разных праязыков.)

Реконструкция — в сравнительно-историческом языкознании комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путём исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.

?[NB: здесь другой автор словарной статьи (немного другая терминология).]

Реконструкция бывает:

внешняя

внутренняя

на материале сравнения разных языков.

по фактам самого языка. Обычно — в случае, когда невозможно установить генетической связи того или иного языка (например: баскский язык); она проводится на основании анализа синхронного состояния языка и опирается на «остаточные» формы, обособленные ряды, малые парадигмы и аномалии внутри языка.

Реконструкция проводится на различных уровнях: реконструкция фонологическая, морфологическая, синтаксическая, лексическая.

Не может быть реконструкции более верхнего уровня праязыка без реконструкции предыдущего. Поэтому самый разработанный уровень какой? фонетический.

Раньше реконструкция праязыка была по преимуществу статической; теперь на смену ей пришла реконструкция динамическая. То есть такая, которая оперирует не одним, а несколькими хронологическими срезами.

e. g.: раннеиндоевропейский (позднеиндоевропейские);

   общегерманский — прагерманский — протогерманский etc.

Это последнее слово в науке.

РДРП-ка — разноуровневая динамическая реконструкция.

Что это значит?

Раньше (в 19 — начале 20 века) индоевропейский праязык представлялся большой статической системой, в которой нагромождалось всё что можно.

(Помните, может быть? Гласные фонемы: ă, ā, ĕ, ē, ŏ, ō, ĭ, ī, ŭ, ū, l, l, ř, r, ň, n, m, m; согласные.)

То есть было такое представление: в индоевропейском такая картинка, а из неё потом получилось вот что.

Потом поняли, что такое представление наивно.

Что значит ДРП? Исходный праязык мыслится как живая эволюционирующая система, существовавшая в пространстве и времени. Праязык был так же изменчив, как наш с вами язык сейчас. Динамическая реконструкция оперирует не одним, а несколькими хронологическими срезами (в отличие от «линейно-одномерного» описания, представленного в трудах младограмматиков).

Современная компаративистика, во многом преодолев статическое представление о праязыковой структуре, исходит из принципа возможной временнóй иерархичности исследуемых явлений, а также их возможной ареальной дистрибуции. Это позволяет избегать объединения в одной праязыковой модели синхронно несовместимых и ареально гетерогенных образований.

© DM & VG, 2001-2002

Hosted by uCoz