Ì. È. Ïàíîâ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ Â ÐÈÒÎÐÈÊÓ

М.: Российский открытый университет, 1995

Тема 1. Зачем сегодня нужна риторика?

Тема 2. Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Тема 3. Цели и задачи красноречия

Тема 4. Тропы и фигуры риторики

Тема 5. Риторика в истории мировой культуры

Тема 6. Эта неуловимая метафора…

Тема 7. Появляется ли у риторики "второе" дыхание?

Литература

 

 

Тема 1. Зачем сегодня нужна риторика?

Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика – учение об ораторском искусстве, – теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения – это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями. как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей. Убеждение и понимание. Убеждение и вера – в чем их принципиальное различие? Ораторское искусство и пространство языка.

В о п р о с ы:

1. Как взаимосвязаны логика и риторика?

2. Почему всей мощи логических аргументов недостаточно, чтобы переубедить человека, который не хочет менять свою точку зрения?

3. Можно ли практику человеческого общения свести к цепочкам строгих логических рассуждений?

4. Каковы объективные трудности, которые не позволяют логике быть убедительной абсолютно во всех ситуациях?

5. Можно ли представить себе самую обыденную ситуацию, в которой бы вся мощь логических методов оказалась бы бессильной?

Л и т е р а т у р а:

1. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично // Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.

Тема 2. Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Риторика как искусство и теория красноречия. Почему риторика возникает и получает столь широкое распространение в Афинах эпохи Перикла? Роль политической жизни древнеафинского полиса в становлении риторики. Могла ли возникнуть теория красноречия в рамках деспотии?

Роль софистики в становлении риторики. Протагор из Абдер. Горгий Леонтинский и горгианские фигуры. Выделение колона – ритмико-интонационной единицы, произносимой на одном дыхании. Речь Горгия "Похвала Елене", образец риторического произведения, переломившая всеобщее отношение к Елене Прекрасной как виновнице Троянской войны. "Похвала Елене" как апология роли и возможностей языка в ораторском искусстве. Исократ и создание риторического образования. Исократ: именно риторика воспитывает настоящего гражданина, а не философия, как считал Платон. Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции.

Речь Перикла в ответ на требования спартанских послов – одна из причин Пелопонесской войны. Демосфен – величайший оратор Древней Греции. "Филиппики" Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского, как наивысшие образцы практики ораторского искусства. Эсхин – политический противник Демосфена, значение его речей. Канон десяти аттических ораторов.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. "Риторика" Аристотеля как изложение научных основ красноречия. Выдвижение Аристотелем в качестве задачи риторики достижение правдоподобия. Риторика по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. "Поэтика", "Топика", "О софистических опровержениях" Аристотеля о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики.

Римское красноречие. Марк Туллий Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима. Риторический стиль Цицерона: выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении ритмически оформленных периодов, обильное (но не чрезмерное) употребление риторических украшений, отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Трактаты Цицерона "Об ораторе", "Брут", "Оратор" – теоретическая разработка основ риторики. Значение "Речей" Цицерона. "Двенадцать книг риторических наставлений" Марка Фабия Квинтилиана – компендиум систематического изложения теоретических основ и практического опыта в области красноречия. "Апология, или о магии" Апулея.

Можем ли мы сегодня представить, что риторика являлась важнейшим компонентом античной культуры? Риторические произведения – один из основных видов античной литературы. Почему занятия риторикой самым почетом видом деятельности в античности? Риторическое образование – основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение более чем целого тысячелетия.

В о п р о с ы:

1. Почему риторика возникает и достигает наивысшего расцвета в "золотой" век афинской демократии?

2. Возможно ли возникновение искусства подлинного красноречия в тоталитарном государстве?

3. Какую роль сыграли софисты и персонально Протагор в становлении риторики?

4. В чем заключается вклад Горгия Леонтинского в развитие теории и практики красноречия?

5. Как влияла риторика на воспитание подлинных гражданских качеств у жителей Афин?

6. В какой степени речи Перикла, Исократа, Демосфена и Эсхина повлияли на историю Афинского государства и судьбы Эллады в целом?

7. Почему Платон боролся против софистики и риторики, как против недостойных занятий, и выводил их представителей в качестве отрицательных персонажей своих диалогов, не всегда сумев опровергнуть их оружием критики?

8. Каков вклад Аристотеля в разработку научных основ красноречия в трактатах "Риторика" и "Поэтика"?

9. Действительно ли Аристотель создал свое логическое учение для того, чтобы дать честным гражданам оружие против софистов?

10. В чем особенности римского красноречия?

11. Какой вклад в разработку теории и практики риторики внесли трактаты и речи Марка Туллия Цицерона?

12. В чем значение и какое влияние на развитие европейской риторики оказал компендиум Квинтилиана?

13. Почему риторика являлась основой образования и важнейшим компонентом культуры античного мира?

Л и т е р а т у р а:

1. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. М., 1991.

2. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

3. Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987.

4. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная риторика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

5. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон и его время. М., 1972.

6. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994.

7. Исаева В.И. Политическая программа Исократа в речи "Филипп" // Вопросы древней истории. М., 1974. N2.

8. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

9. Лосев А.Ф. Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости // Античные риторики. М., 1978.

10. Миллер Т.А. Аристотель и античная литературная теория // Аристотель и античная литература. М., 1978.

11. Миллер Т.А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

12. Рубцова Н.В. Менандр Лаодикейский и его сочинение "О торжественном красноречии" // Там же.

Тема 3. Цели и задачи красноречия

Обучение технике убеждения как конечная цель риторики. Почему строгие доводы логики не в состоянии убедить человека, если он не хочет принимать вашу точку зрения?

Три рода красноречия: 1) торжественное (речи хвалебные и порицающие); 2) совещательное или политическое (речи убеждающие и разубеждающие); 3) судебное (речи обвиняющие и защищающие). Учение о стиле как разрешение важнейшей задачи оратора – придания речи стилистически правильной формы. Три вида стиля: 1) средний стиль, предназначенный для того, чтобы усладить слушателя, уместный в торжественном (эпидиктическом) роде красноречия; 2) возвышенный стиль, имеющий целью тронуть слушателя, который предназначался для совещательного красноречия; 3) сухой стиль, удобный для поучения, приспособленный более всего для судебного красноречия. Ораторское искусство должно убедить, усладить, взволновать.

Риторическое выступление и его правила: 1) выбор темы или нахождение; 2) расположение материала; 3) изложение или словесное выражение; 4) запоминание и его приемы; 5) произнесение.

Роль жестов при произнесении речи.

Еще один вариант построения речи в соответствии с требованиями теоретиков античной риторики, основу которого составляют инвенция, диспозиция, элокуция (или элоквенция).

Инвенция (у Аристотеля – "доказательство") – нахождение средств убеждения. Инвенция – учение о нравах, аргументах и страстях. Нравы – это моральные качества, позволяющие ритору утвердить свой авторитет. Правила нравов состоят в следующем: 1) продемонстрировать серьезность, скромность, осторожность; 2) избегать всего, что может создать впечатление лжи; 3) "нравы" использовать во вступлении; 4) аффектация должна отсутствовать.

Аргумент – форма рассуждения, выводящая из известных положений новое. Собственно аргументы – это силлогизм (очень редко), энтимема, эпихейрема, дилемма, сорит, пример (одна из посылок которого – исторический факт, яркое событие), индукция, "личный" аргумент, т.е. вывод, вытекающий из слов или действий оппонента. Главная задача ритора – представить убедительные аргументы. Отличие риторической аргументации от логической: различные словесные украшения, следствие должно опережать посылку. Правила аргументов: 1) доказательства – основа ораторской речи; 2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать; 3) необходимо отбрасывать аргументы, которые могут быть опровергнуты.

Общие места – все сюжеты и объекты речи имеют сходство и могут быть рассмотрены с общих точек зрения. Внутреннее сходство, исходящее из самого предмета; внешнее, исходящее из посторонних свидетельств. Внутренние общие места – определение, доказательство, почерпнутое из самой природы объекта, и перечисление частей (сравнение). Внешние общие места – постановления, законы, титулы, положение в обществе, свидетельские показания и т.д.

Учение о страстях (патетика) как представление о двух главных страстях – Любви и Ненависти, которые формируют все другие второстепенные чувства. Успех Демосфена – не отточенная техника, а развитая патетика, воплощенная в страстном патриотизме. Правила страстей: 1) призывать на помощь страсти только к потенциально патетическим объектам; 2) приберечь чувственный эффект к концу выступления; 3) избегать излишней патетики, вызывающей насмешку. Итак, триединая цель ритора – это 1) привлечь нравом, 2) убедить аргументом, 3) тронуть чувством.

Общие правила Инвенции: 1) нравы, аргументы, страсти должны сотрудничать во имя единой цели – убеждения; 2) одна из трех частей должна доминировать; 3) нравы и страсти адресуются слабым, чувственным и молодежи; 4) аргументы в речи – к людям степенным и разумным; 5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается; 6) размышление, опыт и внимательное изучение наследия великих учителей необходимо для формирования вкуса, который диктует правильный выбор и меру.

Диспозиция – это аранжировка элементов, полученных в результате Инвенции, для наилучшего убеждения аудитории (Пеллисье). Диспозиция содержит введение в тему ("ангажирование сюжета") и развертывание ("приведение доказательств"). Сочиняемая речь имеет шесть частей: 1) введение, 2) предложение (теорема); 3) повествование; 4) подтверждение; 5) опровержение; 6) заключение. Три вида введения: прямое, косвенное и резко эмоциональное. Правила введения: 1) от введения зависит успех в целом; 2) следует использовать "нравы"; 3) сочинять введение, исходя из сути рассматриваемой темы; 4) писать введение последним; 5) доступность стиля; 6) избегать банального и экстравагантного. Предложение (теорема) – необязательный элемент, включаемый обычно при сложном и неочевидном характере темы.

Повествование (наррация) – изложение фактологического аспекта темы. Правила наррации: 1) повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; 2) факты должны быть правдоподобными; 3) наррация должна быть краткой и четкой; 4) интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией; 5) наррация должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; 6) для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения; 7) при описании избегать расплывчатости и излишних деталей; 8) место описания – в начале наррации.

Подтверждение (конфирмация) – основное развертывание аргументации с целью доказательства истинности посылок, выдвинутых в предложении. Правила конфирмации: 1) все замечания касательно применения необходимых доказательств должны быть собраны воедино; 2) с этой целью осуществить ревизию всех общих мест, рассматриваемых в Инвенции; 3) при выборе аргументов заботиться об их качестве, а не количестве; 4) наилучшим является Гомеров порядок: вначале сильные аргументы, затем масса средних, в конце один самый мощный аргумент; 5) тщательно избегать нисходящего порядка аргументов; 6) сильные аргументы – в простой форме; слабые – группировать по несколько для самоподдержки.

Заключение. Правила Заключения: 1) резюме аргументации, развернутой в подтверждение и должно вызвать эмоции; 2) точность изложения и разнообразие в стиле; 3) из подтверждения отбирать наиболее сильные места; 4) при использовании "страстей" помнить об умеренности; 5) стиль живой и эмоционально-напыщенный.

Элокуция (элоквенция) – словесное оформление мысли. Ее содержание: анализ различных грамматических форм (предложение, фраза, период); суждение об основных характеристиках стиля и его разновидностях; учение о "формах" стиля; учение о "формах" речи (проза и поэзия); описание и классификация риторических фигур. Элокуция – характеристика тропов и фигур теории красноречия.

В о п р о с ы:

1. Почему конечной целью риторики являлось обучение технике убеждения?

2. Какие три рода красноречия традиционно выделялись античными авторами?

3. Почему придание речи стилистически правильной формы являлось важнейшей задачей оратора?

4. Какие виды стиля рекомендовалось античным ораторам?

5. Каким требованиям должна удовлетворять речь ритора?

6. Какие задачи возлагались на инвенцию?

7. Диспозиция: каковы ее основные составляющие?

8. В чем специфика риторической аргументации?

9. Какую роль в теории и практике красноречия играет элокуция (элоквенция)?

Л и т е р а т у р а:

1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

2. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. СПб., 1834.

3. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. М., 1995.

4. Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Там же.

Тема 4. Тропы и фигуры риторики

Тропы – обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д.

Фигуры – изощренные сочетания слов. Фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения.

Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон.

Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон.

Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм.

Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д.

В о п р о с ы:

1. Почему тропы и фигуры являются основным "инструментарием" риторики?

2. В чем различие между тропами и фигурами риторики?

3. Каковы основные тропы слов?

4. Почему метафора считается "любимым", "прекраснейшим", "золотым" тропом риторики?

5. Какие тропы относятся к тропам предложений?

6. Почему риторические фигуры делятся на фигуры слова и фигуры мысли?

7. Действительно ли фигуры слова меняют свое содержание от изменения порядка слов?

8. Как подразделяются фигуры слов?

9. Каковы основные фигуры мысли?

10. Может ли быть составлена полная классификация риторических фигур мысли?

11. Как отражены риторические тропы и фигуры в поэзии Пушкинской эпохи и в литературе "серебряного" века?

Л и т е р а т у р а:

1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

2. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

3. Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избр. труды: О языке художественной прозы. М., 1980.

4. Гаспаров М.Л. Фигуры стилистические // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

5. Григорьев В.П. Тропы // Там же.

6. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. Киев. 1984.

7. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. СПб., 1834.

8. Кнабе Г.С. Цицерон, античная классика и рождение классицизма // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

9. Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов // Лингвистика и поэтика. М., 1979.

10. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. М., 1995.

11. Топоров В.Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

12. Топоров В.Н. Тропы // Там же.

13. Топоров В.Н. Фигуры речи // Там же.

14. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Тема 5. Риторика в истории мировой культуры

Риторика в Библии. Проповеди Иисуса Христа как образцы ораторского искусства. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный и их вклад в развитие теории и практики красноречия. Иоанн Златоуст: "Слово первое о священстве", "Беседа о любви к ближним, посвященная Первому посланию апостола Павла к коринфянам", как блестящие образцы религиозной риторики. Гомилетика – теория подготовки, построения и произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для сегодняшней жизни: 1) огромная внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется; 2) абсолютное знание предмета; 3) доступность материала, насыщенность тропами и фигурами риторики; 4) высокая цель каждой проповеди, ее обращенность к добру; 5) тщательность подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.

Особенности риторики в конфуцианстве. Специфика выражения логических форм в китайском языке, не имеющем субъектно-предикатной структуры. Логика и риторика в Китае: теория имени ("мин"), теория суждений ("цы"), теория рассуждения ("шо"), теория ведения спора ("бянь").

Теория и практика красноречия в учении буддизма, вызванная необходимостью отстаивать свои позиции в постоянных диспутах с последователями индуизма (проигравший в споре был обязан принять религию победителя или покончить с собой).

Риторика Средневековья. О чем на самом деле спорили францисканцы и доминиканцы? (Взгляд логика и ритора на полемику Иоанна Дунса Скота и Фомы Аквинского и их сторонников). Техника диспутов средневековых схоластов, чем она может быть полезна для современной риторики? Вклад схоластики в разработку системы риторических фигур. Создание самой изощренной классификации фигур риторики, содержащей их наибольшее число за всю предыдущую и последующую историю развития теории красноречия. Схоластическая риторика во Франции XII-XV вв.: Жоффруа де Винсор, Даниэль Арно, Коммин, Георгий Трапезундский. Состав риторического знания: теория жанров, теория стилей, теория фигур; фиксированность форм.

Особенности использования тропов и фигур риторики в исламской традиции, основанной на образах и метафорах Корана.

Русские риторы. "Слово о законе и благодати" Иллариона. Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский. Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским как образец политически ориентированной риторики. Протопоп Аввакум Петров и его проповедническая деятельность. Речь Петра I перед Полтавской битвой один из высших образцов искусства риторики. "Риторика" М. Усачева, "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика…" М.В.Ломоносова, "Общая риторика" и "Частная риторика" Н.Ф.Кошанского, "Правила высшего красноречия" графа М.М.Сперанского – теоретический и практический вклад в разработку проблем риторики.

Французская риторика XVI-XVII вв. Гуманистическая риторика ХVI в.: дю Перрон "Речь о превосходстве красноречия…", Жак Амьо "Проект королевского украшения (фигуры и украшения)", Антуан Фоклен "Французская риторика"; деятельность Пибрака, Ронсара, д'Обинье. Реформистская риторика как наиболее влиятельное направление гуманитарного знания во Франции XVII в., под влиянием которого трансформируется вся французская литература. Классическая французская риторика "глазами" современных авторов: "Тетради" Поля Валери, "Стилистика" Пьера Гиро, "Старинная риторика" Ролана Барта.

Политическая и судебная риторика. Мирабо, Лафайет, Бриссо, Дантон – выдающиеся ораторы Великой Французской революции. "Геттисбергская речь" Авраама Линкольна 19 ноября 1863 г. на Геттисбергском национальном военном кладбище – одна из вершин политического красноречия. Жан Жорес и его антимилитаристская риторика. Речи Ф.Н.Плевако и А.Ф.Кони – непревзойденные образцы в адвокатской практике России. "Русское судебное красноречие" вклад в разработку теоретических проблем судебной риторики.

Можно ли считать, что ко времени первой половины XX в. риторика себя исчерпала и интерес к ней практически повсеместно и полностью угас? Почему в советской литературе риторику оценивали как напыщенное пустословие, которое полностью устарело?

В о п р о с ы:

1. Каковы наиболее яркие образцы искусства красноречия в текстах Нового Завета?

2. Чем объясняется столь весомый вклад в теорию и практику красноречия, внесенный святыми Василием Великим, Иоанном Златоустом и Августином Блаженным?

3. В чем значение гомилетики для развития современной риторики?

4. Какими специфическими особенностями в сфере риторики отличались поучения учителя китайской нации Кунцзы (Конфуция)?

5. В чем особенности буддийской логики и риторики?

6. Каковы наиболее значительные достижения схоластов европейского средневековья в области риторики?

7. Чем можно объяснить особенности использования риторических тропов и фигур произведениях мусульманской культуры?

8. Что может быть использовано сегодня из достижений французской риторики XVI-XVII?

9. Каковы основные образцы древнерусской риторики?

10. В чем причины столь бурного всплеска различных направлений русского красноречия (политического, религиозного, назидательного) в XVI-XVIII вв.?

11. Как повлияли труды М.В.Ломоносова по грамматике и риторике на становление теории и практики красноречия в России?

12. Каковы наиболее яркие образцы политической и судебной риторики в XIX – начале XX вв.?

13. В чем причины угасания интереса к традиционной риторике в начале XX в.?

Л и т е р а т у р а:

1. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961.

2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

4. Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии (Архаическая образность и новозаветная образность в эпиграммах Григория Назианзина) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.

5. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Глава "Иоанн Златоуст (341-407)".

Тема 6. Эта неуловимая метафора…

Феномен метафоры в различных сферах знания: от поэтики и риторики до физики и математики. "Тайна" метафоры – от Аристотеля до Г.В.Ф.Гегеля и далее до Ф.Ницше, Э.Кассирера, Х.Ортеги-и-Гассета и многих, многих других. Можно ли считать, что отношение к метафоре – это "основной вопрос", который разделяет всех (или, по крайней мере большинство!) философов на два непримиримых лагеря? Рационалисты как противники использования метафоры. Почему сторонники позитивизма считают метафору недопустимой в научных сочинениях, приравнивая "совершение метафоры" к совершению преступления? Ф.Ницше о принципиально неустранимой метафоричности познания. Э.Кассирер: метафорическое "освоение мира" как противоположность дискурсивному мышлению. Х.Ортега-и-Гассет о метафоре как об орудии мысли, позволяющего достигнуть самых отдаленных участков концептуального поля. Ортега: "Метафора удлиняет "руку" интеллекта; ее роль в логике может быть уподоблена удочке или винтовке".

Можно ли говорить о метафоре в контексте методологии науки? Действительно ли смена научной парадигмы всегда сопровождается сменой ключевой метафоры, вводящей новую область уподоблений, новую аналогию?

Метафора как "точная наука" или метафора в сфере точных наук? "Демон Максвелла" – метафора, позволившая совершить прорыв в физике. Современные интерпретации "демона Максвелла". Перенос Н.Н.Лузиным "демона Максвелла" на осмысление проблем оснований математики: "демон Брауэра", "демон Лебега", "демон Цермело"…

Новое поле приложения метафоры: разработка компьютеров, исследования в сфере искусственного интеллекта были бы неосуществимы без метафорического переноса. "Компьютерная" метафора искусственный интеллект как вычислительное устройство. Обратный перенос: "психологическая" метафора. Возможна ли "социологическая" метафора?

Метафора и теория фреймов. М.Минский: метафора образует непредсказуемые межфреймовые связи большой эвристической силы, обеспечивающие концептуализацию определенного фрагмента действительности по аналогии с уже сложившейся системой понятий.

Методологически-синтезирующая роль метафоры в лингвистике: 1) живые и мертвые языки в биологической концепции языка; 2) метафоры языковых семей и языкового родства у компаративистов; 3) метафора уровневой структуры в структурном языкознании; 4) метафора языка как порождающего устройства у генеративистов.

Н.Д.Арутюнова: изучение метафоры быстро расширяющийся процесс, захватывающий все новые области знания – философию, логику, психологию, герменевтику, психоанализ, литературоведение, семиотику, риторику, теорию изящных искусств, лингвистическую философию, различные школы лингвистики, когнитивные науки, моделирование искусственного интеллекта. Метафора как ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа.

Метафора в мире искусства.

Возникновение новой, или общей риторики и новый взгляд на метафору.

В о п р о с ы:

1. В каких областях знания сегодня может быть использована метафора?

2. Каковы особенности применения метафоры в сфере точного знания?

3. В чем эвристическая значимость метафоры "демон Максвелла"?

4. Как используются метафоры в психологии, когнитивных науках, исследованиях по искусственному интеллекту?

5. В чем специфика применения метафоры в теории фреймов?

Л и т е р а т у р а:

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

2. Баранов Г.С. Научная метафора: Модельно-семиотический подход. В 2-х частях. Кемерово. Ч.1. 1992; Ч.2. 1993.

3. Беркенлит М.Б., Чернавский А.В. Построение движения и метафора интеллекта // Компьютеры и познание: Очерки по когитологии. М., 1990.

4. Бессонова О.М. Метафора в научном контексте // Проблемы интерпретации в истории науки и философии. Новосибирск, 1985.

5. Гадамер Г.-Г. Риторика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991.

6. Гусев С.С. Наука и метафора. Л., 1984.

5. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

7. Кулиев Г.-Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987.

8. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

9. Ортега-и-Гассет Х. "Табу" и метафора // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

10. Панов М.И. Эта неуловимая метафора (Обзор) // Философские науки: Реферативный журнал. М., 1991. N5.

11. Петров В.В. Метафора: От семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания. М., 1990. N3.

12. Петров В.В. Научные метафоры: Природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985.

13. Петров В.В. Язык и логическая теория: В поисках новой парадигмы // Вопросы языкознания. М., 1988. N 2.

14. Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора // Вопросы философии. М., 1985. N 10.

15. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1989.

Тема 7. Появляется ли у риторики "второе" дыхание?

Почему сегодня западные ученые обращаются к риторике, этой, как они сами подчеркивают, "до недавнего времени гонимой, но когда-то покрывшей себя славой науке"? Риторика в качестве теории фигур обретает новую жизнь в исследованиях по структурной лингвистике. Современные представления о риторике – не просто реанимация идей и методов, разрабатывавшихся традиционно, а новое осмысление ее сути и возможностей. Пример такого осмысления – мнение выдающегося французского поэта и теоретика литературы Поля Валери, определявшего риторику так: 1) речевая модификация усвоенного языка; 2) наука о языковых отклонениях; 3) искусство вербальных субституций (сокращений с добавлением), призванных служить оптимизации речи.

Неориторика, или новая риторика (название введено профессором Брюссельского университета Хаимом Перельманом), сегодня разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии. Определенный национальный "окрас" новой риторики. Во Франции разработки в области новой риторики связываются с деятельностью Ролана Барта; наибольшее развитие получила метариторика, которая занимается теорией риторики и интерпретацией ее понятий (во Франции переиздали классические труды по риторике французских авторов XVI-XVIII вв., на них и опираются современные исследователи). В США – это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. Два направления новой риторики в Бельгии: 1) аргументативная риторика (Перельман); 2) общая риторика ("группа мю" из Льежского университета – Жак Дюбуа и др. – названная в честь первой буквы греческого слова "метафора", самой замечательной, считают они, из фигур риторики). Труды группы "мю": "Общая риторика" и "Риторика поэзии", определяющих риторику как дисциплину, изучающую приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс. Дискурс – это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами или же речь, как целенаправленный социальный компонент взаимодействия людей и механизмов их сознания.

Появление новой риторики придало самому термину "риторика" два смысла: 1) узкий – как обозначение комплексной дисциплины, изучающей ораторское искусство, 2) широкий – при котором объектом риторики становятся любые разновидности речевой коммуникации, рассматриваемые через "призму" осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. В этом случае риторика – это наука об убеждающей коммуникации. В настоящее время появилась и третья точка зрения. Она принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа "Имя розы". Он считает, что риторика – это наука о порождении высказываний. Новая классификация фигур риторики Романа Якобсона.

Но самое главное – развитие теории культуры в ведущих странах Западной Европы вызвало пристальное внимание к идеям и методам, которые когда-то давным-давно разрабатывались риторикой.

В о п р о с ы:

1. Почему во второй половине XX века во Франции и Бельгии начинается новый расцвет риторики?

2. Каковы основные результаты новой (общей) риторики?

3. Что привнесено принципиально нового в систематику риторических тропов и фигур во второй половине ХХ века?

4. Можно ли рассматривать риторику как науку о порождении высказываний?

5. Каковы возможности риторики в ведении политических и деловых переговоров, корректном проведении споров, диспутов и дискуссий?

Л и т е р а т у р а:

1. Авеличев А.К. Возвращение риторики // Общая риторика. М., 1986.

2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989; 2-е изд. 1994.

5. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

6. Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.

7. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван, 1984.

8. Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987.

9. Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.

10. Мейзеровский В.М. Философия и неориторика. Киев, 1991.

11. Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987.

12. Общая риторика. М., 1986.

13. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

14. Теория метафоры. М., 1990.

15. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

Темы экзаменационных сочинений:

1. Риторика от античности до наших дней: История, генезис, особенности современных представлений.

2. Как зародилась теория красноречия?

3. Роль софистики в становлении риторики.

4. Могут ли сегодня произведения античных авторов служить образцами ораторского искусства?

5. Тропы и фигуры риторики, как основной ее "инструментарий".

6. Как развивалась риторика в странах Востока?

7. Особенности религиозного красноречия и его значимость в современных условиях.

8. Специфика использования риторических тропов и фигур в судебном красноречии.

9. Политическая риторика в прошлом и настоящем. Культура политических дискуссий.

10. История риторики в России (древнерусское, политическое – XVI, XIX, XX века, религиозное, судебное красноречие).

11. Новая риторика: Основные концепции и направления.

12. Риторика в контексте философского знания: Специфика теории аргументации.

 

 

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

Библиография ко всем темам:

1. Основная учебная литература

1. Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.

3. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

2. Дополнительная учебная литература

4. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1986.

6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

7. Гуревич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. Киев, 1988.

8. Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе (Программа по риторике для VII-IX классов) // Русский язык в школе. М., 1991. N 2.

9. Кохтев Н.Н. Риторика: Программа для VII-IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе. М., 1993, N 3.

10. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М., 1994.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

12. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

13.Михайличенко Н.А. Риторика: Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1993.

14. Ораторское искусство: Хрестоматия. М., 1978.

15. Пичугов Ю.С. Программа курса "Риторика" для 10 классов (по выбору учащихся) // Русский язык в школе. М., 1993. N 2.

16. Словарь античности. М., 1989; 2-е изд. 1993. Статьи "Горгий", "Исократ", "Риторика".

3. Тексты речей

17. Апулей. Апология, или О магии // Апулей. "Метаморфозы" и другие соч. М., 1988.

18. Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. М., 1985.

19. Демосфен. За Ктесифонта о венке // Там же.

20. Демосфен. О предательском посольстве // Там же.

21. Демосфен. Речи. М.; Л., 1959.

22. Дион Хрисостом. Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества // Ораторы Греции. М., 1985.

23. Дион Хрисостом. Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был // Там же.

24. Иоанн Златоуст: Полн. собр. творений Святого Иоанна Златоуста. В 12-ти тт. М., Т.1. В 2-х кн. 1991; Т.2. Кн.1. 1993. Кн.2. 1994.

25. Исократ. Панегирик // Ораторы Греции. М., 1985.

26. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1967. Т.3.

27. Либаний. Надгробное слово по Юлиану // Ораторы Греции. М., 1985.

28. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

29. Линкольн А. Геттисбергская речь (1863) // "Сделать прекрасным наш день…": Публицистика американского романтизма. М., 1990.

30. Лисий. Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена // Ораторы Греции. М., 1985.

31. Перикл. Речи: см.: Фукидид. История. М., 1993.

32. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1968. Т.1.

33. Платон. Критон // Там же.

34. Плевако Ф.Н. Речи. М., 1910. Т.1.

35 Речи известных русских юристов. М., 1985.

36. Фемистий. Об умеряющем свои страсти, или О чадолюбце // Ораторы Греции. М., 1985.

37. Цицерон. Речи. В 2-х тт. М., 1962; 2-е изд. 1993.

38. Элий Аристид. Вторая священная речь // Ораторы Греции. М., 1985.

39. Эсхин. О предательском посольстве // Там же.

40. Эсхин. Против Ктесифонта о венке // Там же.

4. Классические труды

41. Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1978. Т.2.

42. Аристотель. О софистических опровержениях // Там же.

43. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1984. Т.4.

44. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

45. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

46. Аристотель. Риторика. Кн.3 // Аристотель и античная литература. М., 1978.

47. Аристотель. Топика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. М., 1978. Т.2.

48. Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная… (Грамматика Пор Рояля). М., 1990.

49. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. М., 1991.

50. Гермоген. Об идеях, или О видах слога // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. М., 1987. Вып. IX.

51. Деметрий. О стиле // Античные риторики. М., 1978.

52. Дионисий Геликарнасский. О соединении слов // Там же.

53. Дионисий Геликарнасский. Письмо к Помпею // Там же.

54. Зеленецкий К.П. Теория словесности: Курс гимназический. В 4-х тт. СПб., 1850-1860 (5 изданий). Т.1: Риторика.

55. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2-х частях. СПб., 1834.

56. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. СПб., 1829-1949 (10 изданий).

57. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1952. Т.7.

58. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Там же.

59. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. М., 1995.

60. Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1809-1828. (4 издания).

61. Никольский А.С. Логика и риторика, кратким для детского возраста способом изложенная. СПб., 1790.

62. Платон. Гиппий больший // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1968. Т.1.

63. Платон. Гиппий меньший // Платон. Диалоги. М., 1986.

64. Платон. Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 2968. Т.1.

65. Платон. Евтидем // Диалоги. М., 1986.

66. Платон. Протагор // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1970. Т.2.

67. Платон. Софист // Платон. Соч. В 3-х тт. М., 1970. Т.2.

68. Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. СПб., 1844.

69. Цицерон. Брут, или О знаменитых ораторах // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

70. Цицерон. Об ораторе // Там же.

71. Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

72. Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. М., 1966; 2-е изд. 1994.

73. Цицерон. О наилучшем виде оратора // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

74. Цицерон. О нахождении материала // Там же.

75. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

7 6. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

77. Цицерон. Оратор // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

78. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

79. Цицерон. Тускуланские беседы // Цицерон. Избр. соч. М., 1975.

80. Цицерон. Тускуланские беседы // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

5. Научно-популярная литература

8 1. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: Традиции и новации. М., 1991.

82. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. М., 1990.

83. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988.

84. Грималь П. Цицерон. М., 1991.

85. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

86. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично // Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989 (Многочисленные переиздания).

87. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.

88. Маркичева Т.В., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.

89. Мастера красноречия. М., 1991.

90. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

91. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

92. Норман Б.Ю. Язык: Знакомый незнакомец. Минск, 1987.

93. Павлова К.Г. Психология спора: Логико-психологические аспекты. Владивосток, 1988.

94. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

95. Панов М.И. Как взаимосвязаны логика и риторика? // Бузук Г.Л., Панов М.И. Логика в вопросах и ответах (Опыт популярного учебного пособия). М., 1991.

96. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.

97. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора // Вопросы философии. М., 1990. N3.

98. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? М., 1985.

99. Рождественнский Ю.В. Риторика публичной лекции. М., 1989.

100. Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 1991.

101 Чисхольм П. Уверенность в себе: Путь к деловому успеху. М., 1994. Раздел: "Общение".

102. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.

103. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994. Раздел: "Цветы красноречия".

104. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М., 1992. Раздел: "Деловая риторика".

105. Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

106. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство спорить. СПб., 1900.

107. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание): Для среднего и старшего возраста. М., 1984.

6. Художественная литература. Риторика в "зеркале" сатиры

108. Аристофан. Облака // Аристофан. Комедии. В 2-х тт. М., 1983. Т.1. (Критика софистики).

109. Борхес Х.Л. Метафоры "1001 ночи" // Борхес Х.Л. Письмена бога. М., 1992.

110. Кравчук А. Перикл и Аспазия: Историко-художественная хроника. М., 1991. (Часть седьмая посвящена Протагору из Абдер).

111. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес; Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1989.

112. Кэрролл Л., Набоков В. Приключения Алисы в Стране Чудес; Аня в Стране Дива. Повесть-сказка / На русском и английском яз. М., 1992.

113. Лукиан из Самосаты. Гермотим, или О выборе философии // Лукиан. Избранная проза. М., 1991.

114. Лукиан из Самосаты. Учитель красноречия // Там же.

115. Пикуль В. Не от крапивного семени // Пикуль В. "Каждому свое"; Реквием каравану PQ-17; Миниатюры. М., 1990. (О мастерской аргументации Ф.Н.Плевако).

116. Свифт Дж. Эссе из журнала "Исследователь", N 14, 9 ноября 1710 г.// Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVII-XVIII века. М., 1987.

117. Чуковский К.И. А.Ф.Кони //Чуковский К.И. Современники. М., 1967.

 

На главную

 

©DM&VG

Hosted by uCoz